Санкт-Петербург

·  На главную страницу города  ·  История метрополитена  ·  Перспективы метрополитена  ·  Репортажи со станций  ·
·  Летопись  ·  Путешествие по станциямМ1  ·  М2  ·  М3  ·  М4  ·  М5  ·
  ·  Подвижной состав  ·  Оплата проезда  ·  Схемы  ·  Звуки метро  ·  Видео о метро  ·

• М1 • Кировско-Выборгская линия • М1 •

·  Девяткино  ·  Гражданский проспект  ·  Академическая  ·  Политехническая  ·  
·  Площадь Мужества  ·  Лесная  ·
  Выборгская  ·  Площадь Ленина  ·  Чернышевская  ·
·  Площадь Восстания  ·  Владимирская  ·  Пушкинская  ·  Технологический институт  ·  Балтийская  ·
·  Нарвская  ·  Кировский завод  ·  Автово  ·  Ленинский проспект  ·  Проспект Ветеранов  ·
 

Станция «Площадь Восстания»


Дата открытия: 15 ноября 1955 года
Архитекторы станции: Б. Н. Журавлёв, И. И. Фомин и В. В. Ганкевич 
Архитекторы вестибюлей: Б. Н. Журавлёв, И. И. Фомин, В. В. Ганкевич (старый вестибюль); А. С. Гецкин и В. П. Шувалова (новый вестибюль)
Инженер-конструктор: Е.А. Эрганов
Тип станции: пилонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения: около 58 метров
Проектные названия: «Московская», «Московский вокзал»
Пассажиропоток по станции: 2 745 929 чел/мес (2021 г.), 2 801 691 (2019 г.)


1. Описание станции
2. Наземный вестибюль
3. Проекты и строительство
4. История и происхождение названия


1. Описание станции

Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди Ленинградского метрополитена «Автово» - «Площадь Восстания» (7 станций, 10,8 км), расположена на Кировско-Выборгской линии (М1) между станциями «Чернышевская» и «Владимирская». С момента открытия в течение трёх лет (до продления линии до станции «Площадь Ленина») была конечной. В 1960 году «Площадь Восстания» стала первой станцией Ленинградского метро с двумя выходами на поверхность – тогда был открыт выход к Московскому вокзалу.

В 1967 году станция «Площадь Восстания» стала пересадочной станцией на Невско-Василеостровскую линию (Линию №3), на станцию «Маяковская». Пересадочный узел представляет собой достаточно уникальное решение – торец станционного комплекса «Маяковской» непосредственно примыкает к конструкциям станции «Площадь Восстания». Составы, курсирующие по 3-ей линии, проезжают фактически прямо над станцией 1-ой линии, для чего на «Площади Восстания» были предусмотрены специальные подкрепляющие арки в боковых залах станции.

До 1967-го года за станцией «Площадь Восстания» сохранялся оборотный тупик, который к пуску первой очереди Невско-Василеостровской линии был перестроен в служебную соединительную ветвь, позволившую осуществлять передачу подвижного состава с 1-ой на 3-ю линии и наоборот – вплоть до 1986-го года Невско-Василеостровская линия не имела собственного электродепо.

Станция расположена в центральной части города под одноимённой площадью, составляет часть крупного транспортного узла. Как уже говорилось выше, у станции два выхода которые ведут на Невский и Лиговский проспекты, площадь Восстания, улицы Восстания, Гончарную. Рядом со станцией находятся Московский вокзал, концертный зал «Октябрьский», гостиница «Октябрьская», торговый комплекс «Галерея» и множество различных заведений, которые формируют на станции стабильный высокий пассажиропоток. Помимо прочего около станции проходят множество важных маршрутов наземного транспорта.

«Площадь Восстания» по праву может считаться станцией №1 Петербургского метро. И хотя 7 октября 1955 г. первый поезд из депо прибыл на станцию «Автово», именно на станции «Площадь Восстания» 15 ноября состоялся торжественный митинг по случаю открытия второго метрополитена в нашей стране и именно тут была перерезана красная ленточка, после чего поезд с пассажирами отправился по новой трассе.

Торжественный митинг, посвящённый открытию метрополитена в Ленинграде.

Перерезание красной ленточки. Фото: Павел Маркин

Станция «Площадь Восстания» первая ещё и потому, что с неё обычно начинается знакомство с нашим городом гостей, прибывающих на Московский вокзал. Здание станции с высоким шпилем, расположенное на пересечении Лиговского и Невского проспектов, хорошо знакомо многим, и не только жителям нашего города. Оно давно стало одним из символов Петербурга и главным символом Петербургского метрополитена. 

Наземный вестибюль станции «Площадь Восстания». 1957 год.

Станция «Площадь Восстания» очень похожа на своих московских сестер, но, в то же время, не повторяет ни одну из них. Подземный зал станции на три части делят мощные пилоны, на которые опираются белоснежные арки. Обычно архитекторы стараются изменить кольцеобразное очертание зала, но в этот раз проектировщики решили, что центральный зал должен иметь форму тоннеля, поэтому цоколь пилонов имеет высоту всего 60 см, сверху его ограничивает лепной карниз. При проектировании подземной части станции архитекторы применяли классические методы формообразования, что соответствовало традиции, которая преобладала в советской архитектуре 1950-х годах.

Основные цвета: белый свод, красная отделка пилонов, золотые украшения и решетки. Это одна из красивейших станций петербургского метрополитена. На первой серии станций было принято, что и наземный, и подземные залы проектировались одними и теми же архитекторами, поэтому подземная часть станции «Площадь Восстания» также сооружена по проекту архитекторов И.И. Фомина, Б.Н. Журавлева, В.В. Ганкевич, инженера Е.А. Эрганова.

Чтобы сделать станцию более нарядной, проектировщики использовали облицовку из красного мрамора, многочисленные металлические детали, декоративную лепнину. Традицию применения цветных камней в интерьерах и монументальных архитектурных сооружениях метрополитена заложили московские архитекторы при строительстве первых линий. Природный камень, выбранный в качестве облицовки, подчеркивает индивидуальный облик интерьера.

Так, важнейшим достоинством станции «Маяковская» в Москве является уральский родонит, украсивший колонны подземного зала. Полвека спустя для мозаичных картин московской станции «Чеховская» художники использовали 17 видов традиционных и новых цветных камней, в том числе впервые алтайский лепидолит, забайкальский флюорит, дальнегорский скарн, чукотский ксонотлит.

В Петербурге палитра используемых камней гораздо скромнее, но и тут есть на что нужно обратить внимание. При строительстве метро использованы разнообразные по декоративным свойствам и происхождению горные породы. Недаром говорят, что метрополитен — это музей декоративнооблицовочных камней, хорошее наглядное пособие к учебникам минералогии, петрографии, литологии и палеонтологии. В облицовке станции «Площадь Восстания» использованы чрезвычайно близкие по облику, но разновозрастные мраморизованные известняки: нижнеюрские — из месторождений в Грузии и нижнесилурийские — из Нижнетагильского месторождения на Урале. Отличить их могут только специалисты по составу органических остатков.

Тема оформления станции - Октябрьское вооружённое восстание 1917 года.

Большое внимание при подготовке проектов подземных станций Ленинградского метрополитена уделялось освещению. Будущие подземные дворцы Ленинграда предполагалось осветить по последнему слову современной техники. «Всеми средствами стремились мы устранить в метро ощущение „подземности“, обеспечить в помещениях станций дневной свет, — сообщал в своей статье архитектор «Ленметропроекта» А. Андреев. — Иллюзию естественного дневного света будут создавать специальные люминесцентные лампы. Предполагается использовать лампы, излучающие голубоватый „утренний“ свет, золотистый „полуденный“ и другие».

Своды залов станции украшены белыми лепными арками, со встроенными в них световыми дугами.

Авторы решили отказаться от люстр в центральном зале, их заменили люминесцентные лампы, заключенные в футляры из опалового стекла, дающие мягкий, неяркий свет.

По своду потолка вдоль всего зала протянулись 32 граненые наборные дуги, окантованные лепниной. Фото 2007 года.

Центральный зал, кроме того, освещен светильниками на пилонах.

Станция в первые дни работы. 1955 год.

Низ пилонов облицован уральским мрамором Нижнетагильского месторождения, высотой не более 60 см., это является самым низким цоколем среди всех станций Петербурга.

Нижнетагильское, или Сапальское, месторождение мрамора располагается на восточном склоне Урала, вблизи города Нижний Тагил, к северу от горы Лебяжьей. Названо в честь горного инженера Викентия Сапальского, открывшего его в 1865 г. Интенсивно Сапальское месторождение красного мрамора стали разрабатывать в начале 1930-х гг. В Екатеринбурге тагильским мрамором облицована станция метро «Уральская», в Москве — станции «Маяковская», «Рижская» и «Семёновская». В 1990-е гг. работы на карьере прекратились, поскольку из-за взрывных работ на близлежащем известковом Северо-Лебяжинском карьере мрамор пошел микротрещинами и даже плитка небольшого размера распадалась на части. Мраморный карьер затопили грунтовые воды, и его превратили в шламохранилище.

Своеобразный цвет мрамору придают окислы марганца, в годы Войны в расположенном неподалеку маленьком карьере даже велась добыча марганцевых руд. Белый цвет придают остатки кораллов, морских лилий и других обитателей морей. Сотни миллионов лет назад в древних морях обитали моллюски, морские звезды, ежи, лилии, а также кораллы. Обломки скелетов морских организмов накапливались на дне вместе с углекислым кальцием, осаждавшимся из воды, образуя залежи карбонатного ила, которые потом под влиянием геологических процессов превратились в слои горной породы. В полированных срезах облицовки метро опытному взгляду различимы окаменевшие остатки морских организмов. На станции «Площадь Восстания» можно отыскать вертикальный срез небольшой спирально-конической раковины брюхоногого моллюска, имеющей четыре оборота, которые быстро возрастают, почти не перекрывая друг друга. Довольно многочисленны в нижнетагильских известняках остатки морских лилий.

Пол центрального зала выложен из полированных гранитных плит красного цвета со вставками габбро-норита Слипчинского месторождения и белого плавленого камня.

Название «габбро» происходит от латинского glaber — «ровный, гладкий» и итальянского gabbia — «решетка, клетка», указывая на относительно однородную зернистость структуры этой породы. Норит — одна из разновидностей габбро по минералогическому составу. Крупнейшее месторождение бархатно-черного габбро-норита — Слипчинское в Житомирской области (Украина). Его использовали при строительстве Мавзолея Ленина. 
Станция в 1958 году. Фото: Томас Хаммонд.

Есть мнение, что эти два глухих проёма - нереализованный задел по пересадку на «Маяковскую». В итоге, пошли по другому пути, об этом ниже.

Между светильниками установлены декорированные вентиляционные решётки.

Вентиляционная решётка.

На шести пилонах, вместо решёток установлены бронзовые медальоны-барельефы, увитые дубовыми листьями, изображающие драматические события февраля и октября 1917 года.

Первоначально барельефов было десять (пять пар), они шли в хронологическом порядке слева направо и повторялись на противоположной стороне. Сюжеты и их исполнение канонические, традиционные для советской пропаганды. Станция в 1955 году.

На первом барельефе («Выступление В.И. Ленина у Финляндского вокзала», скульптор А.И. Далиненко) изображены события 3 апреля 1917 г., когда Владимир Ленин вернулся в Россию из эмиграции. Вождь изображен выступающим перед рабочими, солдатами и матросами с броневика на площади перед Финляндским вокзалом. В своей речи Ленин призвал к окончанию империалистической войны и провозгласил курс на социалистическую революцию.

Второй барельеф - «В.И. Ленин в Разливе» (скульптор В.Б. Пинчук). 7 июля 1917 г. прокурорский надзор выписал ордер на арест Ленина, Троцкого, Зиновьева и Каменева за «измену Родине и предательство революции». Спасаясь от ареста, Ленин с Зиновьевым до 8 августа жили в шалаше на берегу озера Разлив близ Сестрорецка, а затем перебрались в Финляндию.

На барельефе Ленин почему-то изображен с бородой и усами, хотя как известно, на тот момент он их сбрил в целях конспирации, да и Зиновьев отсутствует.

На третьем барельефе («Залп „Авроры“», скульптор А.В. Разумовский) изображены матросы, сходящие на берег, а на заднем плане и сам революционный крейсер.

Барельеф «Залп „Авроры“». 1955 год.

Следующий сюжет - «Штурм Зимнего дворца» (скульптор В.И. Татарович) — одно из ключевых событий в советской историографии. Взятие большевиками резиденции Временного правительства, располагавшейся в Зимнем дворце в Петрограде, произошло в ночь с 25 на 26 октября 1917 г. В результате Временное правительство было низложено и арестовано. Штурм осуществлен без существенных боевых действий, но под угрозой применения силы оружия. В 1967 году он в связи со строительством перехода на станцию «Маяковская» он был демонтирован. Подробнее об этом ниже.

Последний сюжет - «Провозглашение Советской власти на II Всероссийском съезде Советов» (скульптор Г.Д. Ястребенецкий). На барельефе изображен Ленин, выступающий с трибуны, за спиной которого стоят его сторонники. Но первое появление вождя перед публикой после июльских событий (неудачной попытки вооруженного переворота) изображено с неточностями. Во-первых, у Ленина также ещё не было бороды и усов, так как они не успели отрасти. Ближайшее окружение вождя составляли Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин, И.Т. Смилга, В.П. Милютин, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, Я.А. Берзин, на барельефе из них присутствует один Сталин, стоящий между колонной и знаменем.

Интересно, что это единственное изображение Иосифа Виссарионовича, оставшееся по непонятным причинам не только в петербургском, но и во всех метрополитенах нашей страны, после 1961 г. Возможно, тогда просто не заметили небольшое изображение Сталина. 
Барельеф "Ленин провозглашает Советскую власть". 1955 год. 

Петербургскому журналисту Сергею Глезерову удалось расспросить скульптора Ястребенецкого о создании барельефа, вот что он рассказал: «Мне, как показалось, досталась самая неинтересная тема — выступление Ленина на съезде Советов в Смольном. Было указано, что, кроме Ленина, надо изобразить Сталина и Свердлова. Работа была выполнена. Сегодня я к ней отношусь с юмором, и мне очень не нравится, что кто-то порой делает из неё объект для поклонения. К тому же к Сталину моё отношение самое отрицательное. Многие мои родные пострадали от репрессий».

«Тогда же завод Монументскульптура, который выпускал сувениры, поручил мне сделать двадцатисантиметровую копию этого рельефа, — добавляет Григорий Данилович. — Но как только тираж этого рельефа поступил в продажу, состоялся XX съезд, на котором Хрущёв разоблачил Сталина. Рельеф был изъят из всех магазинов, а завод поручил мне повторить этот же рельеф, но уже без изображения Сталина. Теперь рядом с Лениным стоял простой рабочий». Как выяснилось, Сталина скульптору, в отличие от его коллег, выпало лепить всего один раз, но именно этому скромному барельефу довелось сохраниться в те годы, когда по всей стране убрали памятники, посвященные усатому вождю.

Торцевую стену центрального подземного зала до 1960 года украшал барельефный портрет В. И. Ленина (скульпторы А. Г. Плискина, В. И. Сычёва.), но при строительстве второго выхода на поверхность (выход на Московский вокзал) он был демонтирован. 1955 год.

Когда станция «Площадь Восстания» еще только проектировалась, предполагалось, что «в торце среднего станционного зала будет установлена скульптурная композиция, отражающая содружество двух величайших гениев человечества В.И. Ленина и И.В. Сталина». К моменту открытия станции осенью 1955 года уже шла, хоть ещё и не озвученная с трибуны, борьба с культом личности Сталина. Проекты подавляющего большинства станций первой очереди ленинградского метрополитена были в спешном порядке переработаны: изображения Сталина и упоминания о нём на станциях были исключены.

Барельефный парный портрет В.И. Ленина и И.В. Сталина предназначивашийся для станции «Площадь Восстания» работы скульпторов А.Г. Плискина и В.И. Сычёва. Источник: "Несбывшийся Ленинград".

В результате ограничились барельефным портретом В.И. Ленина выполненного теми же авторами.

При устройстве второго выхода на Московский вокзал барельеф с Лениным сняли и разобрали торцевую стену. На фото - Барельеф Ленина в торце центрального зала уже демонтирован, но выхода ещё нет. 1960 год.

Сильно сожалеть об этом не приходится, отмечают, что «композиция» из ленинского барельефа и декоративных веток, за которыми спряталась дверь в служебные помещения, напоминала склеп. Барельеф В.И. Ленина на торцевой стене центрального зала. 1955 год.

Вид в сторону бывшего глухого торца, где располагался барельеф. 1965 год.

Современный вид.

Один из авторов барельефа - Владимир Исаакович Сычев (1917–1995) также участвовал в создании горельефов и барельефов на станциях метро «Фрунзенская», «Нарвская» и «Площадь Восстания».

Оформление платформенных залов немного скромнее чем центрального, но тем не менее, тоже достаточно богато.

Посадочные платформы освещаются богато декорированными люстрами, в оформлении которых используются серп и молот, а также пятиконечные звёзды (аналогичные люстры установлены на станции «Новослободская» Московского метрополитена).

Путевые стены облицованы красным с белыми «облаками» мрамором «Салиети», добывавшегося около селения Салиети в районе грузинского города Чиатура. Белые разводы — это колонии выделяющих известь водорослей. Кроме них, на мраморных плитках можно обнаружить остатки губок, брюхоногих и головоногих моллюсков, брахиопод, морских лилий и морских ежей.

На путевых стенах установлены декоративные решетки с надписью «1955», по году открытия станции. 

Первоначально, пол в путевых залах был покрыт асфальтом. Фото 1955 года.

В 1993 г. их заменили на гранитные, но почему-то разного цвета: платформа в сторону «Владимирской» выложена красным гранитом, а платформа в сторону «Чернышевской» — серым.

На пилонах установлены декоративные решётки, аналогичные тем что в центральном зале, только без окантовки с дубовыми листьями.

Надпись с названием станции на путевой стене.

До появления красной полосы. 2007 год.

Облик станции «Площадь Восстания» значительно исказился в 1967 г., когда в центре подземного зала устроили пересадочный узел. Массивные конструкции поддерживающую станцию «Маяковская» разрушили перспективу, разделив центральный зал на две части.

Станция в 1955 году, без перехода.

Только что открывшийся переход на Невско-Василеостровскую линию. 

Громоздкая конструкция поддерживающая станцию - сегодня.

Поднявшись на эскалаторе, можно из центра подземного зала сразу попасть на станцию «Маяковская».

С Третьей линией, первая соединена четырёхленточным эскалатором, установленным в 1992-1993 годах взамен старых трёхленточных.

Вид в сторону выхода в город к Московскому вокзалу.

Вид в противоположную сторону.

При строительстве перехода пришлось разобрать центральные пилоны, после чего на станции осталось только шесть литых медальонов с барельефами. Больше всего не повезло Татаровичу, убрали оба его медальона «Штурм Зимнего», а также по одному медальону Пинчука («Ленин в Разливе») и Разумовского («Залп Авроры»).

Станция в первые дни работы. Видна цельная перспектива станции и демонтированный барельеф с Лениным, в торце зала.

Вид сегодня.

Изменился и вид платформенных залов. Изначально они также были едиными.
На путевой стене указатели в первоначальном дизайне. Фото 1959 года.

В сторону "Чернышевской". Фото: Н. Минев. 1963 год. Источник: http://visualrian.ru/

Сегодня, под эскалаторным наклоном, размещенным над перроном, платформа в сторону станции «Владимирская» существенно сужена.

Точно также на противоположной стороне в середине платформы потолок поддерживают усиливающие балки, разделяя её объем на две части, при этом закрыты стеной два прохода на платформу. Напоминаем, что «Маяковская» расположена прямо над станцией.

На стене, находящейся напротив эскалаторного наклона, висел текст указа Президиума Верховного Совета СССР от 14 ноября 1955 г. о присвоении метрополитену имени В.И. Ленина, подписанный председателем Президиума Верховного Совета СССР К. Ворошиловым и секретарем Президиума Н. Пеговым. Чуть выше указа располагался барельеф Ленина работы Плискина и Сычёва, снятый в своё время с торца станции.

Памятная доска с указом о присвоении Ленинградскому метрополитену имени Ленина.

В 1992–1993 гг. выполнялась реконструкция перехода на станцию «Маяковская». Трёхленточные эскалаторы на пересадочном узле заменили на четырёхленточные без изменения габаритов камеры пересадки, что удалось сделать за счёт применения узких балюстрад. Новый тип эскалаторов разработал петербургский завод им. Котлярова. Одновременно с противоположной стены сняли текст указа вместе с барельефом Ленина, учитывая, что петербургский метрополитен уже не носил имя вождя. Почти сразу бóльшую часть этой стены закрыли рекламными плакатами.

Перейти на станцию «Маяковская» можно и по тоннелю, начинающемуся в южном торце станции, напротив выхода на Московский вокзал, построенному в 1967 г.

Вид на станцию от "нового" выхода.

Вдоль лестниц установлены светильники аналогичные тем, что устанавливали на эскалаторах в те годы.

Отделка переходного тоннеля довольно простая, его оформление перекликается со станциями «Площадь Восстания» и «Маяковская».

Пол из серых гранитных плит, на стенах плитка двух цветов: низкий серый цоколь, завершающийся ярко-красной ребристой керамической плиткой. Освещение выполнено в виде двух полос ламп дневного света, укрепленных на металлических подложках.

Под станционным тоннелем станции «Маяковская» пешеходный тоннель разделен стенкой надвое, под лестничным спуском находится оригинальный металлический указатель с названием станции. Движение по переходу двухстороннее, однако для пересадки со стороны «Маяковской» дежурные по станции рекомендуют пользоваться пешеходным тоннелем.

В недалёкой перспективе намечено строительство колонной станции глубокого заложения «Знаменская» с пересадкой на «Площадь Восстания» и «Маяковскую», и тогда в Петербурге вслед за «Сенной—Садовой—Спасской» возникнет второй трёхстанционный пересадочный узел.

Ну и в догоднку ещё несколько старых фотографий станции:

Станция перед открытием. 1955 год. 

Первые пассажиры.

Пребывание в Ленинграде делегации Всекитайского собрания народных представителей. 1956 год. Источник: Госкаталог

1956 год.

1957 год.

Пребывание в Ленинграде Махараджи Траванкор-Когин Рама Варма (Индия). 1958 год. Источник: goskatalog.ru

1959 год.

Торговая точка на станции. 1965 год. Фото: И. Фетисов  Источник: http://visualrian.ru/

А. Больных, житель города: "Удивительно, но в советское время в таких точках продавалась не жёлтая макулатура, как сейчас, а практически полезная литература: справочники, словари и т.п. В 60-х этого добра ещё хватало в обычных книжных магазинах, с началом 70-х оно начало оттуда постепенно пропадать. Если не ошибаюсь, именно в этом ларьке на "Площади Восстания" в годы учёбы в институте я приобрёл прекрасный справочник по математике, что-то по физике (уже не помню), много интересной научно-популярной литературы - того, за чем в те годы уже нужно было побегать."

1968 год.

Визит делегации Иракской Республики во главе с заместителем генерального секретаря Иракской партии арабского социалистического возрождения «БААС» Саддамом Хусейном в СССР. Саддам Хусейн (второй справа) и сопровождающие его лица на станции «Площадь Восстания» Ленинградского метрополитена, 9 августа 1970 года. Фото: Вячеслав Рунов. Источник: http://visualrian.ru/

1976 год.

Станция в 1980 году. Фото: Сеппо Туоминнен. Источник: pastvu.com

Станция в 1995 году.

Пилон. 1995 год.

Гермозатвор отделяющий эскалаторный тоннель от центрального зала. 1995 год.

Станция в 2007 году. Ещё сохраняется старая навигация.

Со "старым" наземным вестибюлем станция соединена трёхленточным эскалатором.

Первые пассажиры. 

Аванзал перед эскалатором подсвечивается светильниками-бра.

Карла Бруни на эскалаторе. Фото: Ф. Сцианна. 1992 год.


2. Наземный вестибюль

Вестибюль станции построен по проекту архитекторов В.В. Ганкевича, Б.Н. Журавлева и И.И. Фомина на одноименной площади Восстания, на месте снесённой в 1938 году старинной Знаменской церкви (1794-1804 года постройки  архитектор Ф. И. Демерцов).

Вестибюль станции «Площадь Восстания» представляет собой отдельно стоящее здание на углу Невского и Лиговского проспектов в классическом стиле круглой формы с пристроенными по бокам ризалитами и с большой ротондой со шпилем.

Верх круглого барабана, окруженного колоннадой, опоясан широким рельефным фризом с изображением лавровых венков.

Входы в вестибюль выполнены в виде арок, прикрываемых дубовыми ветвями.

Не всё, заложенное в первоначальном проекте, удалось реализовать, так над входом в вестибюль предполагалось установить большую скульптурную группу, изображающую вооруженных красногвардейцев, матросов, солдат — участников штурма Зимнего дворца.

Здание венчает шпиль из нержавеющей стали, который изначально венчала пятиконечная звезда в лавровом венке. 1955 год.

Существует такая легенда, что к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне, отмечавшемуся в 1985 г., когда в центре площади Восстания установили обелиск «Городу-герою Ленинграду», также увенчанный такой же пятиконечной звездой, кому-то пришло в голову, что две звезды на одной площади — слишком много. Звезду на шпиле станции метрополитена демонтировали за неделю до открытия обелиска и заменили на большую букву «М», в срочном порядке изготовленную на заводе «Метростроя». Впрочем, буква «М» в венке мало походила на эмблему метрополитена, где у буквы «М» выгнутые ножки, в результате через несколько лет буква исчезла вместе с венком. Так и осталось неясным, то ли её убрали в связи с опасностью обрушения, то ли похитили охотники за черным и цветным металлом.

Как уже говорилось, вестибюль станции «Площадь Восстания» находится на месте снесённой церкви во имя Входа Господня во Иерусалим, получившей в народе название Знаменской по приделу, освященному в 1765 г. в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы, самой чтимой святыни храма, исполненной в 1175 г. в Новгороде греком Христофором Семёновым.

В 1794–1804 гг. по проекту известного русского архитектора Федора Ивановича Демерцова церковь перестроили в камне. В 1809 г. появились чугунная ограда и две часовни. В 1912 г. к средней части храма архитектор Федор Алексеевич Корзухин пристроил два портика, выходящие на Лиговский проспект и Знаменскую улицу (ныне — ул. Восстания).

В 1840-х гг., в связи со строительством железной дороги Санкт-Петербург—Москва, близ церкви появилась площадь, на которой в 1844–1851 гг. построили Николаевский (ныне — Московский) вокзал, а в 1847-м — здание гостиницы (ныне — «Октябрьская»). По имени церкви площадь стали называть Знаменской, как и новую гостиницу. Также Знаменским назывался мост через Лиговский канал, расположенный по Невскому проспекту.

На фото Знаменская площадь, нынешняя площадь Восстания, со Знаменской церковью, на месте которой сейчас вестибюль станции.

Интересно отметить, что наземный павильон своим масштабом и силуэтом немного напоминает снесенную до войны Знаменскую церковь, хотя барабан купола чуть шире и ниже, чем тот, что был в храме.
На фото: "Проводы гроба с телом князя С.Н.Трубецкого", 2 октября 1905 г.

Поездка немца В. Вайсгаупта по СССР. 1935 г.

Знаменская церковь незадолго до сноса. Знаменскую церковь закрыли в 1938 году и в марте 1941 года взорвали. Фото - 1938 г. с сайта: https://spbdnevnik.ru

Закрыть храм пытались гораздо раньше 1938 года. По легенде, помешал всемирно известный ученый, первый русский нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов, который в этой церкви венчался. Возникновению слухов способствовал тот факт, что староста храма оказался очень похожим на Павлова. Но, как бы то ни было, церковь закрыли только после смерти великого ученого.

Чтимую икону передали в Никольский собор, ценное убранство забрали в Госфонд. В 1940 г. рассматривалась возможность реконструкции церкви под пятиэтажное здание «Ленпромстройпроекта» по проекту архитекторов Л.Г. Голубовского и Т.Д. Каценеленбоген, с участием Н.А. Троцкого. Предполагалось убрать фронтоны, башни, купола, но сохранить существующие портики, надстроить два верхних этажа, которые надлежало оформить пилястрами. Однако планы изменились, и в марте 1941 г. храм взорвали, чтобы освободить место для будущей станции метрополитена.

Проект реконструкции Знаменской церкви. 1940 г.

В начале Войны церковные кирпичи использовали для сооружения дота на Лиговском проспекте, рядом с гостиницей. Сразу после окончания Войны на месте церкви устроили сквер, в который перенесли из Пулкова фонтан, созданный в 1809 г. по проекту Тома де Томона и первоначально поставленный на 16-й версте Царскосельской дороги, в деревне Каменке, где он за годы войны превратился в груду гранитных и бутовых камней. На площади Восстания фонтан находился недолго, в 1950 г. его переместили в создаваемый Парк Победы на Московском проспекте. В конце прошлого века фонтан снова разобрали и складировали в Музее городской скульптуры, чтобы в 2003 г., к 300-летию Санкт-Петербурга, установить на углу Московского проспекта и Сенной площади.

Блокадный Ленинград. Площадка снесённой Знаменской церкви, разбор остатков храма для сооружения ДОТов. 1942-1943 гг.

Как видно на фото, храм был снесён до основания. Тем не менее, сегодня во многих источниках можно услышать что вестибюль перестроен из храма. 

Строительство наземного вестибюля станции. На переднем плане трамвай типа ЛМ-49, рельсы с Невского уже сняты. Как вы видите, контуры вестибюля не совпадают с контурами снесённого храма, что разрушает сложившуюся легенду о том, что якобы вестибюль является перестроенной Знаменской церковью. Лето 1953 года. Источник фото: http://generalnet.net

Вестибюль незадолго до открытия. Сентябрь 1955 года.

В первые годы пожилые ленинградцы даже крестились, проходя мимо метро, то ли в память об утраченной церкви, то ли принимая вестибюль за восстановленный храм. 1955 год.

22 декабря 2005 г. на фасаде павильона в соответствии с распоряжением городской администрации об установке мемориальных досок на местах утраченных православных храмов установлена памятная доска из черного габбро, выполненная художником Вячеславом Растеряевым, напоминающая о снесённой Знаменской церкви.

Нижняя часть здания, украшенная каннелированными колоннами дорического ордера, облицована светлым гатчинским известняком. Фото 1956 года, источник: https://library.artstor.org

Ещё с петровских времен на гатчинской земле добывался местный камень — известковый туф. Основными районами разработок известняка были три каменоломни, расположенные в окрестностях деревень Пудость, Черницы и Борницы. Однако именно пудостский камень считается лучшим по своим техническим достоинствам и световым оттенкам: от желтовато-серого до коричневато-кремового. Добываемый известняк был легок и удобен для отделочных работ: настолько мягок, что его могли распилить пилой и разрезать ножом. Лишь после продолжительного пребывания на воздухе он затвердевал и приобретал прочность, равную прочности хорошо обожженного кирпича. Каменоломни в долине рек Ижора и Пудость просуществовали до 1909 г., когда месторождение оказалось в основном выработано. Впоследствии, уже в советское время, известняк добывали в очень малых количествах и исключительно в реставрационных целях. В начале 1950-х гг. известняком облицевали стены наземного вестибюля станции метро «Площадь Восстания». В 1964–1965 гг. его использовали при ремонте Казанского собора, а в 1970 г. — для реставрации Павильона Орла в Гатчинском парке.

Верхняя часть павильона (ротонда) покрыта декоративной терразитовой штукатуркой. 1956 год.

Терразитовыми смесями называют готовые сухие разноцветные смеси, изготовленные на заводе. Помимо белого цемента, в их состав входят крошки из мрамора, стекла, слюды и других материалов размером от 1 до 6 мм. Цвет терразитовой штукатурки в большой степени зависит от того, какие минеральные краски добавлены в его состав. Растворителем является вода, эту операцию производят непосредственно на объекте строительства. Преимущества терразитовой штукатурки заключаются в высокой стойкости к механическим нагрузкам и высокой водостойкости. Благодаря наличию в составе декоративной каменной крошки и слюды, покрытие имеет красивый оригинальный внешний вид.

Вестибюль станции отлично вписался в ансамбль площади.

Фото 1957 года.

Вид на перспективу Невского проспекта. 1957 год.

Празднование 1 мая 1959 года. Источник: Личный архив А. П. Гришина

1965 год.

Трамваи пересекают Невский проспект в 1970 году.

1976 год.

1984 год.

Торжественное открытие обелиска "Город-герой Ленинград". 1985 год.

Вокруг павильона — невысокая терраса, облицованная красными плитами из финского гранита «Балтик браун». 1985 год.

Из-за  перепада высот (площадь Восстания располагается выше, а улица Восстания ниже) входные двери находятся в одном уровне с тротуаром, а вот выходные выходят на стилобат. 1986 год.

1986

Фестиваль пива. 1999 год.

Вход в вестибюль.

Массивные дубовые двери наземного вестибюля станции ведут в дугообразный кассовый зал, устроенный в виде галереи.

При входе установлены киоски с театральными кассами.

Газетный киоск. 

В 2004 году вестибюль был реконструирован и приведён в должный вид.

Декоративная решётка.

 

 

Декоративные решётки между выходами в город.

Проход к выходу в город. Полы покрыты чёрным и серым гранитом с геометрическим рисунком.

Стены облицованы светлым мрамором.

Галерея подсвечивается рядом люстр.

Выход в город.

Выход в город. 1955 год. Изначально полы здесь выполнены из мраморной крошки с цементом.

Кассы.

Круглый эскалаторный зал перекрыт высоким куполом, который опирается на 18 белых мраморных колонн, выделяющихся на фоне красных стен.

Первое время между колоннами висели легкие хрустальные люстры, ныне утраченные. 1956 год.

С этой же точки сегодня.

Вид в сторону выхода в город. 1956 год.

Купол украшает лепной фриз, источники света скрыты за выступом карниза.

Предполагалось огромный купол вестибюля украсить художественной росписью на тему «От Смольного до Дворцовой площади» с отдельными эпизодами исторической октябрьской ночи: костры за оградой Смольного, формирование красногвардейских отрядов, колонны восставших на пути к последнему оплоту Временного правительства, выстрел «Авроры», арка Главного штаба с бегущими солдатами и матросами.

Отражая главную мысль архитектурного оформления всего комплекса станции — «Содружество великих вождей трудящихся В.И. Ленина и И.В. Сталина — организаторов победоносного Октябрьского восстания, основателей первого в мире социалистического государства», в эскалаторном зале собирались установить скульптуру, изображающую Сталина и Ленина в интерьере Смольного.

Первые пассажиры. Фото: Л. Зиверт, Б. Уткин.

Первые несколько лет проход в метро осуществлялся по предъявлению контролёру билета или другого проездного документа. В штате каждой станции состояло до двадцати контролёров и кассиров. Однако растущий пассажиропоток заставил автоматизировать контрольно-кассовые операции. Первые турникеты были испытаны на станции "Нарвская". Они представляли собой двери-вертушки, открывающиеся при опускании в них жетона стоимостью 50 копеек. Позже их заменили на московские турникеты, которые по умолчанию были открыты. Их конструкция позволяла быстрее проходить к эскалатору. К тому же, в них опускался не жетон, а 5-копеечная монета. Столько стал стоить проезд в метро после деноминации 1961 года. Одновременно с вводом новых турникетов к 1967 году в метро были установлены автоматы для размена монет. 

На фото - проверка билетов на входе. 1955-1958 гг.

Утраченные ныне люстры. 1955 год.

Из круглого зала эскалаторы доставляют пассажиров в подземный зал. Специально для этой станции завод «Красный металлист» (ставший затем заводом «Эскалатор» объединения «Ленподъемтрансмаш») сконструировал, а затем изготовил новый тип эскалатора ЛТ-1, механизмы которого даже при осадке грунта не теряют своей работоспособности. Именно на станции «Площадь Восстания» 5 августа 1955 г. в 8 часов утра началась первая 48-часовая обкатка этого эскалатора.

Эскалаторный зал. 1955 год.

Второй вестибюль с выходами на Московский вокзал и Лиговский проспект открылся 13 августа 1960 г. Станция «Площадь Восстания» стала первой в Петербурге с двумя выходами.

Наземный вестибюль станции «Площадь Восстания» со стороны Московского вокзала. Источник: pastvu.com, prostislav1.

Новое сооружение спроектировано архитекторами А.С. Гецкиным и В.П. Шуваловой, авторами наземного вестибюля станции метро «Пушкинская». Вестибюль встроен в новое здание вдоль Лиговского проспекта, повторяющее архитектурные формы старого Московского вокзала. Пассажиры железной дороги, прибывающие на Московский вокзал, получили прямой выход к метро через пешеходные тоннели, что значительнее удобнее, чем на построенном по тому же проекту Ленинградском вокзале в Москве. Удачей авторов стало пространственное решение эскалаторного зала с широкой стеклянной стеной. Кроме того, на входе в вестибюль впервые применили стеклянные двери из цельного куска сталинита без каких-либо обвязок. Закалённое стекло «сталинит» (названное в честь Сталина) — обычное листовое стекло, получаемое нагревом до температуры закалки (650–680 °C) с последующим быстрым равномерным охлаждением холодным воздухом с обеих сторон. В результате такой обработки в поверхностных слоях стекла образуются остаточные напряжения сжатия, обеспечивающие его повышенную механическую прочность, термостойкость и безопасность при разрушении. Разбиваясь, такое стекло разрушается на множество мелких осколков. В 2013–2014 гг. проводился капитальный ремонт вестибюля на Московском вокзале с заменой дверных групп, ремонтом облицовки фасада, железобетонного козырька и водоотвода.


3. Строительство станции и проекты

В 1949 г. участок между улицей Восстания, Невским и Лиговским проспектами обнесли забором, чтобы приступить к работам по сооружению наклонного хода. За три года до этого началось проектирование новых станций метрополитена. Первые проекты станции с рабочим названием «Московская» на площади Восстания, представленные в конце 1946 г. на открытый конкурс архитектурного оформления подземных станций 1-й очереди, оказались, по мнению жюри, неудачными.

Тема оформления станции изначально рассматривалась как – Исторические и революционные события в городе. Облик станции должен был подчеркивать значение Ленинграда как колыбели Октябрьской революции. Кроме того станция должна была стать своеобразным вестибюлем города, так как располагалась у Московского вокзала, куда прибывали все гости Ленинграда.

Следует сказать, что к проектам станции «Московская» как «центральной и являющейся своеобразным вестибюлем города» предъявлялись повышенные требования. I–II премии поделили три работы архитекторов «Ленпроекта» Г.А. Александрова, В.В. Хазанова, а также М.А. Шепилевского и Я.Н. Лукина.

В проекте Александрова колонны подземного зала завершались «ласточкиным хвостом» кремлевских стен, а потолок украшали большие красные звезды; Хазанов в торце станции поставил скульптуру Ленина на фоне мавзолея и кремлевских башен; у Шепилевского и Лукина колонны украшали медальоны с видами Ленинграда.

По результатам конкурса 1948 г. жюри рекомендовало на рассмотрение Городского архитектурного совета следующие пять проектов станции «Площадь Восстания»: архитекторов В.В. Ганкевич и Б.Н. Журавлёва (1-я премия); А.В. Васильева и Г.А. Александрова (2-я премия); А.В. Жука и В.М. Жука (3-я премия); А.И. Лапирова и Е.Н. Сандлера (4-я премия); А.В. Васильева (4-я премия).

В проекте Журавлёва и Ганкевич предусматривались массивные квадратные пилоны с барельефами в верхней части, в торце — скульптура Ленина на круглом постаменте. Освещение решалось системой уложенных по своду параллельных светящихся дуг, разделенных узкими полосами орнамента и вместе составляющих почти сплошной светящийся плафон. Городской архитектурный совет согласился с заключением жюри конкурса и рекомендовал для дальнейшей разработки проект архитекторов Журавлева и Ганкевич, получивший первую премию, при этом отмечалось: «Достаточно нарядная и монументальная архитектура увязывается с местоположением станции на площади Восстания — в центре Ленинграда».

Автор проекта В.В. Ганкевич, Б.Н. Журавлев. 1948 год. 2 тур конкурса.

Автор проекта А. Васильев. 1946-1948 год. Проект мог относиться к 1 и 2 туру конкурса.

Автор проекта А.И. Лапиров. 1948 год. 2 тур конкурса.

В начале 1950 г. по заданию «Ленметропроекта» среди наиболее зарекомендовавших себя в проектировании метро архитекторов проводится третий тур. По станции «Площадь Восстания» свои предложения представили член-корреспондент Академии архитектуры СССР И.И. Фомин и архитектор Б.Н. Журавлев, а также архитекторы В.В. Ганкевич и А.И. Прибульский.

Оба проекта имели значительное сходство и отличались лишь решением сводов, освещения и рисунком полов. Основную тему авторы постарались выразить «насыщенностью тона, сочетанием красной облицовки с золочеными деталями и барельефами, воспроизводящими отдельные эпизоды героической борьбы за власть Советов под руководством В.И. Ленина и И.В. Сталина». И всё же отмечалось, что «архитектурные решения станции не передают общей приподнятости, революционного пафоса, глубокого идейного содержания оформления станции, призванного отразить тему Великой Октябрьской социалистической революции», поэтому авторам надлежало провести доработку и найти убедительное архитектурное решение.

Авторы проекта: Б.Н. Журавлев, И.И. Фомин. 1 вариант. 1949 год. 3 тур конкурса.

Авторы проекта: Б.Н. Журавлев, И.И. Фомин. 2 вариант. 1949 год. 3 тур конкурса.

В основу дальнейшей разработки принимался вариант Фомина и Журавлева. Окончательный проект, принятый к осуществлению, разработал в 1952 г. коллектив архитекторов в составе И.И. Фомина, Б.Н. Журавлева и В.В. Ганкевич. В этой тройке самым именитым и титулованным надо признать Игоря Ивановича Фомина (1904–1989). Большое влияние на формирование его личности и характера оказал отец, знаменитый архитектор Иван Александрович Фомин, автор проектов станций Московского метрополитена «Красные ворота» и «Площадь Свердлова».

Авторы проекта В.В. Ганкевич, Б.Н. Журавлев, И.И. Фомин. 1952 год. Проект принят к осуществлению.

Игорь Иванович учился на архитектурном факультете 2-го Политехнического института. Студентом под руководством отца работал техником-десятником на строительстве домов отдыха на Каменном острове в Петрограде, в 1921–1922 гг. трудился в качестве чертежника-конструктора в архитектурной мастерской. В 1926 г. поступает на работу в Стройком — первую государственную проектную организацию, предшественницу современного «ЛенНИИпроекта» (до 1976 г. — «Ленпроект»). Первые работы Игоря Ивановича — Дом Советов Московского района (Московский пр., 129) и жилой дом Ленсовета на Карповке. Все 900 блокадных дней И.И. Фомин провел в осажденном городе. Он участвовал в работах по маскировке промышленных объектов, а уже с 1942 г. возглавил проектные работы по восстановлению и реконструкции районов города, пострадавших от войны. Его первыми послевоенными работами стали реконструкция разрушенного дома в Кирпичном переулке и (совместно с архитектором Б.Н. Журавлевым) жилого дома № 68 по Невскому проспекту. Им разработан проект новой предмостной площади у Охтинского моста. Мастерская И.И. Фомина занималась реконструкцией Суворовского проспекта, сильно пострадавшего во время войны, малоэтажной жилой застройкой для завода «Большевик» в Невском районе на Белевском поле. С 1951 и до конца 1960-х гг. Игорь Иванович работал заместителем главного архитектора Ленинграда. При его участии формировалась градостроительная стратегия развития Ленинграда, он один из авторов концепции морского фасада города — западной части Васильевского острова. В последние годы жизни Игорь Иванович возглавлял группу архитекторов при строительстве Петродворцового учебно-научного комплекса Ленинградского университета, этот проект оказался, в силу разных причин, и долгим, и трудным, и незавершенным.

Рассказывая о И.И. Фомине, нельзя не вспомнить, что именно им вместе с главным архитектором Ленинграда В.А. Каменским, несмотря на многочисленные протесты общественности, в начале 1961 г. принимается решение о сносе храма Спаса-на-Сенной, чтобы расчистить площадку для строительства метрополитена. Через несколько лет та же участь ожидала и два строения, восстановленные по проектам самого Фомина: сначала для строительства наземного вестибюля станции метро «Адмиралтейская» до основания разбирается дом в Кирпичном переулке, а затем сносится и заново возводится дом № 68  на Невском проспекте.

Второй автор проекта станции «Площадь Восстания», Борис Николаевич Журавлев (1910–1971), в 1938 г. пришел на работу в институт «Ленпроект» в мастерскую, руководимую И.И. Фоминым и Е.А. Левинсоном, после успешного окончания Академии художеств. Первая самостоятельная работа в мастерской — проект нового городского центра Ленинграда на Московском шоссе — получает на конкурсе 4-ю премию, а выполненный совместно Левинсоном и Фоминым проект жилого дома на площади у Кировского райсовета занимает 1-е место. Находясь на фронте, зимой 1942 г. пришлось выполнить необычное задание командования 55-й армии — под ураганным огнём врага сделать обмеры колокольни церкви Александра Невского в Усть-Ижоре, где находился командный пункт армии. Колокольню, которая оказалась хорошим ориентиром для обстрела, пришлось взорвать, но обмерные чертежи давали возможность её восстановления после Победы.

Благодаря Борису Николаевичу, несмотря на разнообразие градостроительных приемов, Московский проспект является наиболее законченной магистралью, единым ансамблем города. На Московском проспекте находится ещё одна станция метрополитена, созданная по проекту прославленного архитектора, — «Фрунзенская». Одно из выдающихся произведений Б.Н. Журавлева — величественное здание 10-этажной гостиницы «Россия» на площади Чернышевского, расположенной на оси парка Победы, в некотором отдалении от Московского проспекта. Двенадцатиэтажный дом на Кузнецовской ул., 44, — первое в Ленинграде высокое крупноблочное здание и один из последних проектов зодчего. Сам архитектор жил по соседству, в доме № 42, построенном в 1953–1956 гг. по его проекту (совместно с В.Э. Струзман). Окна квартиры Бориса Николаевича выходили на Московский парк Победы. Уже тяжело больной, он любил бродить по этому парку.

Вера Владимировна Ганкевич в 1937 г. окончила архитектурный факультет Всероссийской Академии художеств. Многие годы работала вместе с Анатолием Исааковичем Прибульским, ставшим впоследствии ее мужем. Вместе с ним она проектировала станции метрополитена «Технологический институт-2» (1961 г.), «Сенная площадь» (1963 г.), 19-этажную гостиницу «Советская» (1967 г.; ныне — «Азимут»), первое высотное здание города. Последняя совместная работа для метрополитена — станция «Лесная» (1975 г.).

От института «Ленметропроект» в создании станции «Площадь Восстания» принимал участие инженер-конструктор Е.А. Эрганов. Петербургские грунты, состоящие из расплывчатых ленточных глин, — слабая опора для больших сооружений. С этими трудностями пришлось столкнуться ещё строителям Исаакиевского собора. Под его фундамент пришлось забить сотни огромных свай, но даже они не смогли предотвратить осадку. А к вестибюлям метро требования особые, для них допустимо лишь минимальное затухающее колебание. Эрганов вместе с другими инженерами института занимался проблемой создания устойчивой формы фундамента наружного вестибюля станции «Площадь Восстания». Сначала решили использовать двенадцатиметровые железобетонные сваи. Однако огромные столбы быстро уходили в грунт. Не принесли успеха сваи другого типа, большей длины. К тому же, когда их забивали, возникала сильная вибрация, угрожающая целости соседних домов. Проблему создавали и валуны, которых немало встречалось в моренных отложениях. 

И тогда Эрганов с коллегами решили предложить в качестве основания вестибюля станции сплошную железобетонную плиту. Этот смелый проект в институте окрестили «плавающим фундаментом». Благодаря широкой плите удалось довести удельные нагрузки до обычных величин. Интересно, что проектами петербургской подземной дороги занимался ещё дед Эрганова. Свои идеи он изложил в специальной брошюре. Наземных вестибюлей не предусматривалось, их заменяли широкие люки в мостовой, огражденные перилами. Чтобы попасть на платформу метрополитена, пассажиру требовалось спуститься по лестнице. Дед и не предполагал, насколько сложным окажется сооружение метрополитена в нашем городе, с какими трудностями придется столкнуться его внуку. Евгений Алексеевич Эрганов родился в Санкт-Петербурге в 1909 г., окончил Ленинградский гидротехнический институт. Участник Великой Отечественной войны. В «Ленметропроекте» работал с 8 сентября 1947 по 17 марта 1972 г., сначала старшим инспектором, руководителем группы, затем главным конструктором проекта. Помимо «Площади Восстания», принимал участие в проектировании павильона станции «Площадь Ленина» на Боткинской улице (1962 г.), подземного зала «Маяковской» (1967 г.), вестибюля «Выборгской» (1975 г.). 

Проходка штольни. 1949 г.

Монтаж эскалаторов.

Завершение отделочных работ.

Последние штрихи.


4. История и происхождение названия

Проектное название станции - «Московская». Первоначально проектные названия давались по вокзалам, близ которых станции находились. Но затем она стала «Площадью Восстания» по имени площади, под которой она расположена.

Нынешняя Площадь Восстания, по которой получила название станция метро, была спроектирована в 1840-е годы архитектором Николаем Ефимовым. Называлась она тогда Знаменской, по упомянутой выше церкви Знамения Господня. По храму назвали площадь, которая 17 ноября 1918 года была переименована в площадь Восстания в память о февральских событиях 1917 года. 

25 февраля 1917 года здесь собралась огромная толпа, которая начала строить баррикады. Полиция, брошенная на подавление беспорядков, ничего не смогла сделать, восставшие убили пристава и избили многих полицейских. Не помогла и армия, прибывшая на площадь. Более того, в ряде случаев солдаты и даже казаки, направленные для разгона демонстрантов, отказывались стрелять в рабочих и студентов, имели место случаи братания. В октябре 1918 г. Знаменская площадь стала площадью Восстания.

Первое время площадь была ничем не примечтальной окраинной площадью Петербурга, пока в 1851 году на Знаменской площади не возникло первое грандиозное по тем временам здание - Николаевский (ныне Московский) вокзал. Первый состав, который отправился из столицы Российской империи в Москву, был императорский поезд, в котором ехал сам Николай I. Поезд состоял из девяти вагонов, путь до Москвы занял девятнадцать часов. Для обеспечения безопасности движения вдоль всего пути были задействованы несколько тысяч солдат, охранявших железную дорогу на всем протяжении между Петербургом и Москвой.

В связи с большим пассажиропотоком было  принято решение расширить вокзал, для чего в 1912 году был объявлен конкурс на проект нового здания. Победителем конкурса стал архитектор Владимир Щуко, но новому  строительству помешала Первая Мировая война.

В 1909 году в центре площади был открыт конный памятник императору Александру III. В 1937 году памятник был демонтирован (до этого, долгие послереволюционные годы он был прикрыт деревянной конструкцией, на которой обычно вывешивали разные транспаранты и лозунги), его перевезли во двор Русского музея, в 1994 году монумент установили во дворе Мраморного дворца.

В 1985 году к сорокалетию Победы в Войне в центре площади, на том же месте, был установлен гранитный Обелиск «Городу-герою Ленинграду». Основание пятигранного ствола украшает Бронзовый венок Славы и горельефы, на которых изображены события военных лет. Золотая звезда, установлена на высоте 35 метров.

Источники: 
1) А. Жданов. "Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции", 2017 г.
2) А.П. Сапаров, Е.П. Серебровская, "Ленинградский метрополитен", 1956 г.
3) А.М. Соколов, "Ленинградское метро", 1957 г.
4) "Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения", 2005
5) "Петербургский метрополитен: из прошлого в будущее" ГМИ СПб, 2013
6) Шавель Ю.В., Графов Д.Ю. "Петербургский метрополитен - 60", 2015
7) Архив Сергея Бабушкина
8) Архив Миши Крайнова

Рубрика: 

Город: 

Санкт-Петербург

·  На главную страницу города  ·  История метрополитена  ·  Перспективы метрополитена  ·  Репортажи со станций  ·
·  Летопись  ·  Путешествие по станциямМ1  ·  М2  ·  М3  ·  М4  ·  М5  ·
  ·  Подвижной состав  ·  Оплата проезда  ·  Схемы  ·  Звуки метро  ·  Видео о метро  ·

• М1 • Кировско-Выборгская линия • М1 •

·  Девяткино  ·  Гражданский проспект  ·  Академическая  ·  Политехническая  ·  
·  Площадь Мужества  ·  Лесная  ·
  Выборгская  ·  Площадь Ленина  ·  Чернышевская  ·
·  Площадь Восстания  ·  Владимирская  ·  Пушкинская  ·  Технологический институт  ·  Балтийская  ·
·  Нарвская  ·  Кировский завод  ·  Автово  ·  Ленинский проспект  ·  Проспект Ветеранов  ·
 

 

    LiveInternet: показано число просмотров за 24+ часа, посетителей за 24 часа и за сегодня  Яндекс.Метрика