«Рижская» Калужско-Рижской линии

1 мая исполнилось 65 лет со дня открытия Рижского радиуса. Сейчас он является частью Калужско-Рижской линии, которая связывает через центр северо-восточные районы (Медведково, Свиблово) и ВДНХ с жилыми массивами на юго-западе города (Новые Черёмушки, Коньково, Ясенево). В течение почти 10 лет (с октября 1962 по январь 1972 года) эта линия существовала как два радиальных участка, которые первоначально не планировалось соединять. Даже на вагонных схемах их обозначали разными цветами (Рижскую линию – жёлтым цветом, а Калужскую – оранжевым). В те годы главной задачей считалось дотянуть радиусы до Кольцевой линии, чтобы обеспечить быстрым и надёжным транспортом жителей спальных районов. Но уже в конце 1960-х годов было принято решение соединить два радиуса через центр, организовав удобные пересадки на другие линии метро. Первый участок Рижского радиуса открылся 1 мая 1958 года и состоял из четырёх станций глубокого заложения: «Ботанический сад» (с 1966 года – «Проспект Мира»), «Рижская», «Мир» (с 1966 года – «Щербаковская», c 1990 года – «Алексеевская») и «ВСХВ» (с 1959 года – «ВДНХ»). К сожалению, именно эти станции стали первыми жертвами новых архитектурных веяний – их первоначальные проекты были пересмотрены. Изящное оформление подземного пространства, которое ещё недавно считалось гордостью московского метро, теперь было объявлено украшательством, с которым нужно решительно бороться. Отныне ставка делалась только на высокие темпы строительства, простоту, дешевизну и утилитарность. Станция «Рижская» была сооружена по проекту латвийских архитекторов Артура Рейнфельдса и Вайделотиса Апситиса. Изначально на светильниках предусматривалась алюминиевая ковка, стилизованная под латвийские национальные мотивы, над межпилонными проходами размещались барельефы, повествующие о счастливой жизни в Советской Латвии, а карниз над пилонами был украшен национальной мозаикой со звездой с серпом и молотом. Также планировалось более богатое оформление вентиляционных решёток на пилонах, и наконец, в торце станции предполагалось расположить большое мозаичное панно с видом Риги. Но все эти планы после постановления 1955 года «Об излишествах в архитектуре» остались в прошлом. В итоге, архитектурный стиль станции «Рижская» представляет собой переходный от сталинского ампира к хрущёвскому рационализму. Путевые стены облицованы керамической плиткой яично-жёлтого цвета, нижняя часть – чёрной керамической плиткой. Пол выложен серым гранитом. Вентиляционные решётки, торцы станционных лавок, карнизы и боковые части пилонов и плитки на стенах платформ украшает латышский орнамент. Пилоны облицованы балтийской керамикой лимонно-жёлтого и бордово-коричневого цветов, имитирующей жёлтый и коричневый янтарь. На коричневых поверхностях пилонов со стороны центрального зала нанесены очень тонкие, почти незаметные рельефы, выполненные по сырой керамике. На них изображены промышленные и архитектурные объекты Риги, а также виды городов и мест Латвии. В межпилонном пространстве пилоны облицованы керамической плиткой лимонного цвета, в нижней части – тёмно-зелёным мрамором. Характерные для Риги пейзажные узлы (здания Большой Гильдии, Оперы, павильоны Центрального рынка, Пороховая башня, Шведские ворота и другие) выполнены в технике особо глубокой гравировки по эскизам художников Гирта Вилкса. Работами по декоративной керамике руководила главная художник Рижского фарфорового завода Зина Улсте.

В отделке станции «Рижская» участвовала бригада известных реставраторов из Риги, которые работали качественно, но медленно. Возник риск, что станция не будет сдана в срок. Для исправления ситуации сюда дополнительно перевели бригаду молодых, но опытных отделочников, которая работала и быстро, и качественно. Эту историю опубликовала газета «Метростроевец», а вечером её сотрудник, пока латвийские реставраторы были на обеде, по своей инициативе развесил на их рабочих местах листовки, призывая брать пример с бригады молодых отделочников. Листовки вызвали скандал. Реставраторы пожаловались авторам проекта станции, а также в постоянное представительство Латвийской ССР в Москве. Они пригрозили, что если оскорбительные листовки немедленно не снимут, то они бросят работу и вернутся в Ригу. История дошла до начальника Московского Метростроя Василия Полежаева. Журналиста, развесившего листовки, ночью разбудили и отвезли на станцию их снимать. В результате конфликт был исчерпан, латвийские реставраторы никуда не уехали, однако темп работы всё-таки повысили. Станция была сдана в срок, а журналист получил от Полежаева устную благодарность.

Своё название станция получила по Рижскому вокзалу, близ которого расположена. Рижский вокзал (до 1930 года – Виндавский, до середины 1930−х годов – Балтийский, до 1946 года – Ржевский), в свою очередь, назван в честь столицы Латвии. На улице около вестибюля, выполненного в виде ротонды, установлен монумент «Создателям первого спутника Земли»: рабочий, поднявший в руке первый искусственный спутник Земли (скульптор Семён Ковнер, архитектор Владимир Карцев).

https://dialogmm.ru/wp-content/uploads/2023/05/moyo_metro_maj_2023.pdf

Рубрика: 

Город: 

 

Предлагаем на выбор купить подшипники на https://bergab.ru/ с доставкой покупателю, недорого.

  LiveInternet: показано число просмотров за 24+ часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс.Метрика