Дата открытия: 15 мая 1935 года
Архитекторы станции: Ю.А. Ревковский, Н.Г. Боров, Г.С. Замский
Архитекторы вестибюлей: Д.Н. Чечулин, Ю.А. Ревковский, О.А. Стапран, Л.И. Савельев
Инженер: Н.М. Комаров
Скульптор: М.Г. Манизер
Тип станции: пилонная, глубокого заложения
Прежние названия:
«Имени Л.М. Кагановича», с 25 ноября 1955 года до 15 октября 1957 года
«Проспект Маркса», с 30 ноября 1961 года до 5 ноября 1990 года
Проектное название: «Охотнорядская»
Глубина заложения: 16 м
Пассажиропоток: 69,2 тыс. в сутки (2019 г)
1. Описание станции
2. Выходы и вестибюли
3. Проекты и строительство
4. История и происхождение названия
Станция открыта 15 мая 1935 г. в составе состоящей из тринадцати станций первой очереди Московского метрополитена «Сокольники» – «Парк культуры» с ответвлением «Охотный Ряд» – «Смоленская».
Станция расположена в самом центре Москвы, в Тверском районе, в Центральном административном округе, является ближайшей к Красной площади. Выходы в город к Манежной площади, Театральной площади, улицам Охотный Ряд, Тверская, Моховая и Большая Дмитровка. В непосредственной близости находятся Большой Театр, Манеж, Кремль, можество музеев, кафе, ресторанов, гостиниц и других объектов притяжения, создающих на станции стабильно высокий пассажиропоток.
«Охотный Ряд» является частью центрального пересадочного узла Московского метрополитена, здесь организована пересадка на станции «Театральная» Замоскворецкой линии и «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии метрополитена. Прямой пересадки на станцию «Площадь Революции» нет, попасть на неё можно только через «Театральную», либо, если необходимо попасть на Арбатско-Покровскую линию, пассажирам удобнее доехать до следующей станции - «Библиотека имени Ленина», где перейти на станцию «Арбатская».
В первые годы работы от станции начиналось ответвление в сторону станции «Смоленская» (в 1937 году продлено до «Киевской»). Изначально Московское метро работало с так называемой «вилочной» схемой движения (грубо говоря, как маршруты трамвая). То есть, от станции «Сокольники» до станции «Охотный Ряд» все поезда шли вместе, после «Охотного Ряда» линия раздваивалась: один поезд шёл в сторону «Парка Культуры», второй поезд шёл в сторону «Смоленской» (с 1937 года до «Киевской»). Такая схема движения сохранялась до 13 марта 1938 года, когда были открыты станции «Площадь Революции» и «Курская» и организовано движение по отдельной Арбатско-Покровской линии, в состав которой и вошёл участок от «Улицы Коминтерна» (нынешний - «Александровский сад») до «Киевской». С 1958 года эти три станции эксплуатируются в составе Филёвской линии. При строительстве торгового центра под Манежной площадью в начале 1990-х годов тоннель по второму пути от «Александровского сада» к «Охотному ряду» был разобран, тоннель по первому пути (от «Охотного ряда» к «Александровскому саду») сохранился и используется в качестве соединительной ветки. Но мы немного отвлеклись.
Название станции примечательно тем, что оно менялось 4 раза, и, тем не менее, сейчас оно остаётся таким же, каким было первоначально. В 1955 году Московскому метрополитену было присвоено имя Ленина, а Кагановича (имя которого носил первые 20 лет метрополитен) решили увековечить в имени станции. Она так и называлась станция «Имени Л.М. Кагановича». Правда, название это продержалось всего два года, и когда во времена Хрущёва Каганович впал в немилость, название было возвращено обратно. С 1961 по 1990 год станция носила имя «Проспект Маркса» по названию крупной магистрали.
Станция «Охотный ряд» построена по проекту пилонной трёхсводчатой станции. На момент открытия это была самая просторная станция глубокого заложения в метрополитенах мира.
В отличие от соседних станций глубокого заложения, которые планировались с полноценным центральным залом, а построены были с укороченным, проект станции «Охотный ряд» получил раскрытый зал уже в процессе строительства.
Учитывая расположение в самом центре Москвы, архитекторы поставили цель создать лёгкую конструкцию, избавить от ощущения подземной, несмотря на глубокое заложение. Станция получила неофициальный эпитет «сердце метро».
Спаренные пилоны небольшой ширины облицованы белым мрамором итальянского месторождения. Углы пилонов как бы «срезаны» и выполнены в форме полуколонн. Стены межпилонных переходов отделаны мрамором серого цвета.
Архитектура станции обыгрывает её название. Охотный ряд - некогда один из крупнейших московских торгов, окончательно ликвидированный к началу 1930-х годов. И именно в архитектуре станции можно увидеть схожесть с типичными российскими торговыми рядами, лавками, гостиными дворами.
На фото - станция в 1970-е.
Широкие арочные перекрытия не облицованы камнем, а лишь побелены.
Арка во второй половине 1970-х. Альбом "Московское метро. Фотопутеводитель".
Свод центрального зала украшен квадратными нишами с многоуровневым кессонированием.
Потолок разделён на секции, визуально совпадающие с расположением пилонов. Фотография 1960-х годов.
Освещение обеспечивают крупные шаровидные светильники. Станция в 1980-е годы.
До открытия пересадочного узла по оси центрального зала были размещены высокие и массивные торшеры. Сейчас похожие торшеры можно встретить на станции «Новокузнецкая».
Точная причина замены торшеров не известна. Иногда говорят, что на станции изначально был очень высокий пассажиропоток, а с открытием «Площади Свердлова» (ныне - «Театральная») в 1938 году он ещё значительно увеличился и светильники мешали проходу пассажиров. К слову, переход в центре зала появился в 1944 году, до этого пересадка осуществлялась через общий вестибюль. Об этом позже.
Уникальная фотография. Станция до открытия. Тут мы можем видеть что изначально торшеры венчал ещё круглый шар, а сама «тарелка» была выполнена также из стекла и светилась, однако, по каким-то причинам ещё до открытия шары было решено снять. Источник: Фонды Музея архитектуры.
Приняла первых пассажиров станция уже в таком виде, как мы можем увидеть на этом фото.
Однако, спустя какое-то время, стеклянные «тарелки» были заменены на металлические.
Покрытие пола выложено в шахматном порядке из плит серого гранита и чёрного лабрадорита.
Первоначально пол был выложен также по шахматной схеме, но керамической метлахской плиткой, с квадратами меньшего размера.
1940 год, "5 лет Московского метро".
Путевые стены облицованы белым мрамором «Коелга» уральского месторождения. Цоколь выложен чёрным лабрадоритом.
Название станции на путевой стене.
Изначально путевые стены были покрыты оригинальной плиткой тёмно-бежевого цвета (аналогичной той, что сегодня сохранилась на «Красносельской»). Фото сделано незадолго до открытия. Кстати, этот вагон сохранился и сегодня участвует в ночных экскурсиях по метро.
В 1960-е годы постепенно осыпáвшаяся плитка была заменена на типовую жёлтого цвета. Но к началу 2000-х и она начала выглядеть неприглядно. На фото показана путевая стена до замены облицовки.
В 2007-2008 годах была проведена замена керамической плитки на мрамор. Именно мрамором согласно первоначальному проекту и планировалось облицевать стены.
Таким образом, первоначальный авторский замысел был реализован спустя чуть более чем 70 лет. В напоминание о прежней отделке, оставили фрагмент старого покрытия.
Вид станции до замены облицовки.
Пол в межпилонных проходах также был изначально покрыт керамической плиткой.
Сегодня тут, как и на всей станции, на полу гранит.
Своды боковых залов также оформлены оригинально, но вместо квадратных кессонов их украшает лепнина в виде меандра.
В платформенных залах пол изначально был покрыт асфальтом.
Через какое то время из светлой плитки выложили ограничительную линию.
Сегодня в покрытии пола применён серый и коричнево-красный гранит. Ещё одно историческое фото: ещё «живые» вагоны Еж/Ем.
В 1938 году «Охотный ряд» становится пересадочной со станцией «Площадь Свердлова» (ныне - «Театральная»). Переход осуществлялся через северо-восточный кассовый зал. Однако нагрузка на узел оказалась настолько высокой, что возникла необходимость построить ещё один переход. Он был открыт в 1944 году. Фото 1950-х годов.
В центральном зале станции «Охотный ряд» расположены два эскалаторных спуска – переход на станцию «Театральная».
Фото датированное 1956 годом, единственное имеющееся этого периода и подписанная как станция «Имени Кагановича».
Начало 1970-х годов.
Источник: "Трассами Московского метрополитена (справочник-путеводитель)".
1975 год. Источник: Russia today
В целом появление эскалаторов посреди центрального зала, а также прочие изменения не исказили первоначальный облик станции (за исключением замены светильников). Станция в начале 1980-х.
Переход между станциями, открывшийся в 1944 году.
Сегодня этот переход используется только в одном направлении: с «Театральной» на «Охотный ряд».
Даже существовавших двух переходов между станциями не хватало. В 1974 году был открыт третий переход, с архитектурной точки зрения он лишён какого либо оформления, стены облицованы белым мрамором "коелга". Этот переход тоже односторонний, по нему можно пройти со станции «Охотный ряд» на «Театральную».
С тех пор, как был открыт второй переход из эскалаторного зала, потоки пассажиров в обе стороны стали строго разграничены и не пересекаются между собой. Переход в первые годы работы.
Оформление порталов старого перехода.
Аванзал под станцией, где сходятся переходы. Фото 2008 года.
Подъём на станцию. Альбом "Московское метро. Фотопутеводитель", 1975.
В 2001-2002 годы старые эскалаторы были заменены на новые.
Любопытный факт: во время съемок фильма «Москва слезам не верит» в 1977—78 годах станция называлась «Проспект Маркса», однако по сюжету действия фильма происходят в 1958 году, когда станция носила название «Охотный ряд». В эпизоде, где героиня Ирины Муравьевой едет в метро, на стене станции ясно читается «Охотный ряд», то есть специально для съемок фильма было повешено старое название.
Героиня Муравьевой села в поезд на станции «Новослободская». И как она очутилась на «Охотном ряду»? Пересадок она не делала. А всё просто, дело в том что «Охотный ряд» снимали тоже на «Новослободской», на путевую стену просто повесили это название, которое видно через окно.
У станции два выхода в город, оба соединены с кассовыми залами трёхниточными эскалаторами.
Общеувязочный план 1935 г. Справа - существующий северный выход, слева - несуществующий южный выход, встроенный в здание гостиницы «Москва». Сегодня выход из южного вестибюля осуществяляется через подземный переход, построенный в 1960-е годы.
Северный выход со станции в сторону Театральной площади и Большого театра. Фото 2017 года.
Эскалатор станции «Охотный ряд» в первые годы работы.
К сожалению какие именно эскалаторы (северные или южные) запечатлены на этих фотографиях, установить тяжело.
Книга: "История метро Москвы. Рассказы строителей метро".
Зато мы можем увидеть какие оригинальные светильники на балюстрадах были изначально.
Северный кассовый зал. Отсюда, помимо выхода в город, начинается первый переход на Замоскворецкую линию.
Переход, построенный в 1938 году.
Потолок эскалаторного зала обработан неглубокими кессонами.
Изначально, эскалаторный зал освещали массивные торшеры, аналогичные тем, что использовались на платформе.
По архитектуре северный и южный залы схожи. Основным отличием является цвет колонн. В северном они облицованы тёмно-красным камнем, в южном - светлым мрамором.
В 1964 году, вскоре после переименования станции, здесь появился портрет Карла Маркса, выполненный в стиле флорентийской мраморной мозаики, автор – художник Евгений Рейхцаум.
Фотография 1970-х годов.
Также, как и на других станциях метро, изначально тут был буфет, продавали тут в том числе и мороженое. Фото: Л. Великжанин.
Любопытная статья из назеты «Рабочая Москва» от 18 февраля 1936 г.
«Забота о пассажире»
В последние дни на станциях метрополитена появились одетые в оригинальную форму продавщицы с изящными саквояжами. Они торгуют мороженым «Эскимо». Продажа «Эскимо» с рук, рекламы «Интуриста» на станции «Комсомольская площадь», павильон с минеральными водами на станции «Площадь Дзержинского» – это всего лишь первая часть большой программы улучшения обслуживания пассажиров. К 15 мая 1936 года, когда исполняется годовщина со дня пуска первого поезда с пассажирами по тоннелям метро, программа эта будет осуществлена полностью.
Уже в феврале и марте на всех станциях появятся павильоны «Кавминрозлива» по типу павильона на станции «Дзержинская площадь». В ближайшее время в нише станции «Охотный ряд» будет установлен красивый киоск, украшенный фигурами белых медведей. В киоске будут продаваться все сорта мороженого, различные виды тортов из мороженого, замороженные по американскому способу ягоды.
Одновременно открывается павильон с кондитерскими изделиями. Союзрыбсбыт организует продажу рыбных бутербродов и пирожков. Ведутся переговоры с «Гастрономом» об открытии на станциях метро торговых павильонов, бюро заказов, посылочных контор. Москвич сможет позвонить в бюро заказов и попросить, чтобы к 4 часам дня, например, когда он будет проезжать мимо станции «Кировская», для него были приготовлены определенные продукты.
Бюро заказов и посыльные конторы в первую очередь предполагается открыть на станциях «Кировская» и «Комсомольская площадь». На станции «Смоленская площадь» в одной из касс уже открыта продажа билетов в театры, обслуживаемые Центральной театральной кассой. Скоро продажу билетов на станциях метро организует и Управление московскими зрелищными предприятиями.
Весной на станции «Охотный ряд» предполагается установить электрогазету. Здесь можно будет прочесть последние телеграммы ТАСС, различные рекламные сообщения.
Источник: pastvu.com
С наземным вестибюлем зал соединён извилистым коридором.
Изначально подходной коридор украшали полусферические светильники на потолке.
Подъём в вестибюль.
Внутренний интерьер северного вестибюля декорирован квадратными кессонами потолка и шаровидными светильниками.
За небольшими исключениями, в общем он сохранил свой первоначальный облик.
Как и на станции, пол тут был изначально покрыт плиткой.
Спуск на станцию.
Северный вход на станцию встроен в здание бывшего доходного дома Полторацкого, 1821 года постройки, расположенное у перекрёстка улиц Охотный ряд и Большая Дмитровка.
Для того чтобы в дом встроить вход в метро, потребовалась масштабная реконструкция самого здания. В 1930-е годы по проекту архитектора Дмитрия Чечулина здание было перестроено и в него встроили вестибюль станции.
Здание бывшего доходного дома до перестройки (справа на фото). На самой фотографии запечатлена очередь в Дом Союзов (бывшее Благородное собрание), на прощание с телом Ленина, 1924 год.
Ещё одна фотография, на которой хорошо видно здание незадолго до перестройки. Метро уже вовсю строится, улица перекрыта, на заднем плане возводится здание нынешней Государственной Думы. Фото: Наум Грановский, датировано 1934 годом. Судя по заклеенным окнам первого этажа, процесс перепланировки здания под новые функции уже начался.
Первый этаж декорирован в виде цоколя, где разместились входы, окна верхних этажей разделены пилястрами.
Вид на улицу Большая Дмитровка. Помимо вестибюля метро, в здании размещается администрация Большого театра.
Северный вестибюль в первые годы работы. "Архитектура Московского метро, 1936 г."
Надпись из больших букв «Метро» до наших дней не сохранилась.
Ниши по бокам от входа были украшены гипсовыми скульптурами, изображающих спортсменов. Они были выполнены знаменитым скульптором Матвеем Манизером.
Прототипом одной из них послужил цирковой артист А.Н. Ширай. Источник: Russia beyond.
К сожалению, простояли скульптуры недолго – вероятно, они просто недостаточно хорошо вписывались в архитектурный ансамбль окружающих зданий.
Со стороны Большой Дмитровки (тогда Пушкинской улицы) и Большого театра ниши так и остались пустыми.
Фото: С. Лоскутов
Первые годы работы.
Вид на вестибюль со стороны сквера Большого театра.
Северный вестибюль в 1990-е годы. Как видно, сейчас от скульптур остались лишь постаменты.
Эскалатор в южном торце станции.
Южный кассовый зал с современными турникетами. Внешне, северный и южный залы похожи друг на друга, отличает их лишь цвет колонн. В южном они белые.
Эскалаторный зал в 2010 году. Слева - проход в подземный торговый комплекс «Охотный ряд». Также, левее был ещё проход в наземный вестибюль, встроенный в здание гостиницы «Москва».
Южный вестибюль станции, встроенный в первый этаж гостиницы «Москва», был выполнен по проекту архитекторов Леонида Савельева, Освальда Стапрана и Алексея Щусева.
Изначально строившееся в стиле конструктивизма здание гостиницы создавало заметный контраст со сложившимся историческим обликом района и выглядело для центра города слишком громоздко и угловато. Щусев, которого позвали "спасать" проект, украсил конструктивистские фасады капителями и виньетками - и здание начало смотреться наряднее и величественнее.
Этот вестибюль был утрачен вместе со старым зданием гостиницы, разобранным в 2004 году. В новом здании гостиницы вестибюль не был предусмотрен, так для этой цели имелся построенный в 1960-е подземный переход, проходящий под Тверской, Охотным рядом и Манежной площадью, который соединён со станцией.
Подземный переход, соединённый со станцией «Охотный ряд».
Вид на Охотный ряд. Справа - южный вход на станцию, вдали видна буква "М" - это северный вход.
Вид ночью.
На переднем плане - вход в подземный переход, через который сегодня осуществляется вход на станцию, на заднем плане - несуществующий ныне вход.
В 2013 году воссозданная гостиница вновь была открыта. На месте входа в метро сегодня расположен магазин. Подходной корридор используется как служебное помещение. Автор фото: Б. Томбак.
3. Строительство станции и проекты
На том месте, где через несколько лет выросло здание гостиницы "Москва" (приблизительно на месте будущего южного выхода), была установлена инсталляция, посвящённая строительству метро.
Схема достаточно условная, тем не менее, показывала основные направления строительства линий или, как тогда говорили, диаметров. Примечательно, что на этих планах отсутствовала Кольцевая линия, которая была до этого практически во всех проектах, начиная с самого первого. Фото: А. Родченко
Один из конкурсных проектов станции.
Реализованный проект станции «Охотный ряд».
Боковой зал.
Центральный зал и эскалаторы.
Реализованный проект реконструкции здания бывшего доходного дома Полторацкого, в который встроили северный вестибюль. Пожалуй, главным отличием стал отказ от скульптур на крыше и в нишах (как мы видели выше, всё же некоторые скульптуры были установлены, но впоследствии всё же демонтированы).
Внутренний интерьер северного вестибюля.
Внутренний интерьер южного вестибюля.
Реализованный с незначительными изменениями проект кассового зала. Здесь, также как и на других станциях первой очереди, отказались от установки скульптурной композиции.
Подходной коридор.
Обустройство стройплощадки станции «Охотный ряд» и разработка шахт началась летом 1932 года, но окончательный проект с выбором типа станции был утверждён только весной 1933 года. Учитывая геологию местности, было решено возводить станцию закрытым способом на небольшой глубине (16 метров), что лишь ненамного глубже некоторых станций мелкого заложения. При этом была предусмотрена обделка из монолитного бетона с наклеечной гидроизоляцией и поддерживающей железобетонной рубашкой.
Закладка ствола шахты №10.
Опалубка бокового станционного тоннеля.
Изначально все станции глубокого заложения на первой очереди планировалось построить с центральным залом. Потом из-за тяжёлых гидрологических условий от этого отказались (кроме «Красных ворот», где инженер Гоцеридзе убедил руководство раскрыть центральный зал, об этом подробно рассказано в описании станции). В связи с этим, строители приступили к строительству двухпролётной станции с укороченным залом. Когда было успешно пройдено 20 метров выработки, Каганович распорядился пересмотреть проект в пользу станции с полноценным центральным залом, что весьма важно для станции в самом сердце города и оказался прав! Историческая местность Охотный ряд была заболоченным руслом реки Неглинки, поэтому работы предстояло вести прямо в размыве русла Неглинки, заполненном водоносными песками.
Посещение стройки Кагановичем и Хрущёвым.
Производится выемка грунта.
Помимо типичных инженерных и технических задач на стройплощадках первой очереди, связанных с плывунами и неустойчивыми грунтами, дополнительную опасность создавала близость окружающих строений – ошибка могла привести к их просадке или обвалу. Под Охотнорядской площадью, от улицы Большой Дмитровки до Горьковской, на глубине всего 8 метров под зданиями предстояло возвести станционный комплекс длиной 155 метров. Кроме того, здесь находились подземные склепы древних кладбищ: там, где строители ожидали встретить твёрдый грунт, им попадались обширные пустоты.
Закладка ствола шахты №11.
Проходка под сжатым воздухом в данных условиях не подходила. При широких сечениях конструкций станции воздух очень трудно удерживать, поэтому применение кессона привело бы к задержке строительства и сильному отставанию от графика. Поэтому при выборе способа производства работ в плывунах было принято решение остановиться на стандартном горном креплении породы, хотя горный способ на деревянном креплении в водоносных грунтах сам по себе являлся большим риском. Чтобы отрезать плывун и не допустить прорыва песчаной смеси, весь участок забоя закреплялся сплошным шпунтом. Для обеспечения должной безопасности и качества, эти работы требовалось выполнить с высочайшей тщательностью.
Модель проходки горным способом.
Подготовка к раскрытию котлована. На заднем плане сооружается гостиница "Москва".
Эстакада для подъёма вынутого грунта на поверхность. Источник: Госкаталог
Станция «Охотный ряд» сооружалась так называемым «немецким» способом. Сначала были сооружены внешние стены станции. Чтобы создать надёжную опору и обезопасить находящиеся рядом здания Совета Труда и Обороны (ныне здание Государственной думы) и гостиницы Моссовета. На следующем этапе были разработаны два ряда пилонов с межпилонными проходами. Далее приступили к самому сложному этапу – раскрытию калотт. Когда бетон достиг проектной прочности, приступили к выемке грунта из центрального ядра станции, по мере готовности работ сооружая обратный свод.
Шахта.
Особая трудность состояла в том, что три свода станции разделялись в своей центральной части не сплошными стенами, а переходными арками, опирающимися на пилоны. Огромное давление, которое грунты оказывают на столбы пилонов, не только угрожало им, но и могло привести к просадке грунта под пилонами.
Сбойка двух шахт.
Когда внешние стены станции были готовы, строители приступили к кладке фундамента двух средних стен. Эти стены возводились небольшими частями, которые потом соединяли между собой. Эта работа была уже менее опасной и продвигалась быстрее. Так строители прошли подземную площадь бесчисленными штольнями общей протяжённостью несколько километров. Работы производились с таким расчётом, чтобы выполнить максимальное число операций в текущих условиях и расширить фронт работ, извлечь как можно больше грунта за единицу времени.
Каганович со строителями в забое.
Наружная оклеечная изоляция, которая впервые нашла применение в метрострое Москвы, продемонстрирована высокую эффективность и не раз была использована в будущем. Тем не менее, однажды она чуть не стала причиной трагедии. Однажды дежурный по шахте заметил сигналиста в обмороке, лежавшего около кессонной камеры. В срочном порядке он вызвал инженера, с которым отправился в кессон. Наличие странного удушливого газа чувствовалось очень отчётливо. Строители не сразу поняли, что за бетонной обделкой тоннеля произошло возгорание изоляции. Было обнаружено протекание через обделку чёрной массы, пахнущей продуктами перегонки древесины. Прежде чем взяться за тушение пожара, необходимо было выпустить из кессона сжатый воздух, поддерживавший процесс горения. Но выпуск сжатого воздуха мог привести к осадке мостовой и обрушение зданий наверху. Поэтому, прежде чем тушить огонь, нужно было сначала попасть в наполненный ядовитым газом кессон и обеспечить крепление выработки. Четыре часа отважные труженики ставили крепление, и тогда люди гуськом вышли на поверхность, держась за канат. После этого сжатый воздух наконец был спущен и пожар был ликвидирован путём нагнетания жидкого цемента за обделку. Катастрофа была предотвращена.
Маркшейдер в тоннеле за работой.
Проходка верхних штолен станции и бетонировка котлована в нижних ярусах были продолжены, но трудности не кончились. Вода просачивалась в разрабатываемые штольни и заполняла котлован. Насосы регулярно забивались грязью, люди работали, погрязнув в жидкой глине. Спецодежда строителей, их руки и лица стали желто-красными от карбонной глины. Тяжелее всего было тем, кто работал в верхних ярусах. Температура там доходила до 30 градусов жары вследствие испарений от юрской глины. В таких условиях шла разработка штолен под средние стенки станции. Из-за высокого давления кровля опускалась, и штольни по бокам сдавливало настолько сильно, что порой протащить вагонетку между сдавленных породой штендеров удавалось с большим трудом.
Вывоз грунта вагонетками.
Так подошли к самому ответственному этапу – сражению за станционную калотту. Проект калотты не только решил задачу раскрытия центрального свода, но и впервые поставил вопрос о возможности сооружения таких выработок под городской поверхностью. Каждая калотта разрабатывалась тремя бригадами, и фурнели, расположенные по транспортным штольням и поперечным штрекам, работали с полной нагрузкой. Было очень важно поддерживать высокое качество бетона и укладки наружной изоляции, не ослабляя при этом темпов работ.
Вячеслав Молотов со строителями в забое.
Визит писателей на стройплощадку.
Когда бетонировка свода подходила к концу, строителей ждало ещё оно испытание. В это время проходили сильные ливни и водостоки не успевали проводить потоки воды, стекавшие с Большой Дмитровки и улицы Горького на площадь Охотного ряда. Так, после двух дней сильных дождей на площади скопилось большое озеро воды. В одной из калотт, где свод ещё не был забетонирован, стала просачиваться вода. Несмотря на срочные меры, принятые для закрепления выработки, произошла осадка мостовой, а затем и прорыв воды с 8-метровой толщей грунта и асфальта прямо в шахту. Распределительные щиты были быстро затоплены, и строители оказались без света. Они стояли по пояс в воде, пока не появились свечи. К счастью, тогда всё обошлось – в результате аварии никто не пострадал, и не было причинено других, более серьёзных разрушений. Воду успешно откачали, а отверстие в мостовой засыпали.
Опалубка под платформенные опоры.
Как только своды были готовы, строители приступили к разработке ядра станции. Эта работа была выполнена всего за 20 дней. Для этого понадобилось извлечь 19 тысяч кубометров грунта. Наконец, финальным этапом работ стала укладка внутренней изоляции и железобетонной рубашки на всей станции.
Московский комитет партии поставил перед коллективом строителей условие не перекрывать движения по площади во время строительства вестибюлей. Для этого пришлось применить так называемые «американские мосты», которые служили для передвижения по ним городского транспорта. На поверхности были смонтированы пролетные строения, опоры для которых подводили снизу, по мере разработки котлована.
Стройплощадка станции «Охотный ряд» на бывшей Моисеевской площади (сегодня - часть улицы Охотный ряд). 1933 год. Вид от перекрёстка с Тверской улицей в направлении «Библиотеки имени Ленина». Все здания слева снесены, сейчас на этом месте - Манежная площадь. Справа виден только построенный т.н. «Дом Жолтовского» - первый образец сталинского ампира, после возведения которого был отдан приоритет этому стилю архитектурного строительства.
Готовый участок тоннеля.
К слову, в ходе работ выяснилось, что северный вестибюль не удастся завершить к пуску первой очереди. На совещании в Московском комитете партии, Каганович предъявил требование закончить северный вестибюль в срок. Это означало задание в течение 15 дней выполнить работу, которая на южном вестибюле была проделана за 2,5 месяца. Такая задача является крайне трудной даже по сегодняшним меркам. Тем не менее, за эти 15 дней было уложено 3 тысячи квадратных метров мрамора, оштукатурено 20 тысяч квадратных метров поверхности, проведены отделочные работы на площади несколько тысяч квадратных метров, монтаж освещения и многое другое.
Станция «Охотный ряд» готова в конструкциях.
Сооружение наклонного хода.
Подготовка к отделочным работам. 1934 год.
Монтаж эскалаторов.
Эскалаторный ход незадолго до открытия.
Коллектив, строивший станцию «Охотный ряд».
Станция почти готова – остались последние штрихи.
Пробный поезд на станции «Охотный ряд».
Эскалаторы.
Последнее выступление Л. Кагановича перед строителями. 8 мая 1935 года.
Герои-труженики, подарившие Москве новый подземный дворец.
4. История и происхождение названия
Проектное название у станции было - «Охотнорядская» (наряду с «Красноворотской» и «Красносельской», правда, последняя сохранила своё название).
«Охотный ряд» – рекордсмен по количеству переименований среди станций московского метро. Она меняла своё название целых четыре раза, дважды возвращая себе первоначальное имя.
Первоначально станция была названа по площади Охотного ряда (ныне улица Охотный ряд), под которой расположена. Название это продержалось 20 лет, но 25 ноября 1955 года станции присвоили имя Л.М. Кагановича – «Станция имени Л. М. Кагановича» или же просто «Имени Кагановича». Дело в том, что имя Лазаря Моисеевича Кагановича изначально носил весь Московский метрополитен. Ведь именно он был инициатором и руководителем строительства метро в Москве. Сподвижник и правая рука Сталина, Каганович в разные годы занимал посты первого секретаря ЦК компартии Украины, первого секретаря Московского горкома партии, наркома путей сообщения и пр. Пережил всех своих политических противников. Дожил до 97 лет, умер в 1991 году незадолго до распада Союза.
Итак, московское метро носило его имя. Но в 1955 году был открыт ленинградский метрополитен, сразу же получивший имя Ленина. Легенда гласит, что кто-то сказал, почему, мол, в Ленинграде метро названо именем вождя, а в столице – нет? Тем более, что Каганович к тому времени уже не был в фаворе. И одним днём Московскому метрополитену было присвоено имя Ленина. Чтобы не обидеть Лазаря Моисеевича, в качестве «компенсации» было решено присвоить его имя одной из станций первой очереди метро. Всё это, заметьте, при его жизни – подобной чести удостаивался только сам Сталин.
Но название это продержалось недолго – всего два года. В 1957 году Каганович за критику Хрущёва был объявлен членом «антипартийной группы Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова» и смещен со всех постов. Натурально, и станции 15 октября вернули историческое название «Охотный ряд». Больше имя Кагановича на схеме московского метро не появлялось. Да и в течение этих двух лет (кстати, это самый короткий срок присутствия в названии станции антропотопонима, то есть какой-либо личности), честно говоря, все по-прежнему называли станцию «Охотным рядом».
Схема метро 1955, на ней станция отмечена как «Имени Л. М. Кагановича». Источник: "Наше метро".
Но и название «Охотный ряд» на этот раз задержалось на станции ненадолго – всего на 4 года. В 1956 году площадь Охотный ряд преобразовали в одноименную улицу, а в 1961 году три улицы – Охотный ряд, Моховую и Театральный проезд – объединили в одну магистраль. Назвали это новообразование проспектом Маркса. Также в него вошла уже по сути исчезнувшая Моисеевская площадь. Мы надеемся, что все знают, кто такой Карл Маркс. Это основоположник марксизма. Если без шуток, то его учение, как к нему ни относиться, оказало колоссальное влияние на всю мировую историю.
В общем, вслед за этими преобразованиями 30 ноября 1961 года и станция метро получила новое имя – «Проспект Маркса».
Отвлекаясь немного в сторону, скажем, что на новом проспекте была необычная нумерация домов. Видимо, во избежание путаницы при перенумерации, было нарушено общемосковское правило присваивать четные номера домам по правой стороне от центра, а на концентрических – по часовой стрелке. На проспекте Маркса нумерация домов шла против часовой стрелки.
Также планировалось строительство новой магистрали под проектным названием «Северный луч», которая продолжила бы проспект на север от площади Дзержинского (Лубянки) до Останкино. К счастью, это не было реализовано. Так как неизбежно привело бы к уничтожению многих старых зданий на Неглинной улице.
В 1990 году, на волне перемен, всем трём улицам, входившим в проспект Маркса, вернули исторические названия. А следом первоначальное имя вернула себе и станция метро. Надеемся, что теперь уже навсегда.
Итак, «Охотный ряд». Откуда появился этот топоним? Ага, скажете вы, наверное, там были торговые ряды, где продавали разную дичь. И будете совершенно правы. Но это было примерно в середине XVIII века – именно тогда улица и получила своё название. А заселена она была намного раньше – еще в XV веке, и её первоначальное название, к сожалению, до сих пор не установлено. В 1406 году упоминается располагавшаяся здесь церковь Параскевы Пятницы, а в 1458 году – церковь Анастасии. В этом же столетии улицу пересекла дорога на Новгород, проходившая от Красной площади по Тверской улице, что привело к возникновению в этом районе множества кузниц и постоялых дворов.
В XVII веке здесь стала селиться знать: появились дворы князя Долгорукова, бояр Волынских, Троекуровых, князя В. В. Голицына, был построен каменный храм Параскевы Пятницы. Другую сторону улицы занимали Солодовенный, Житный и Мучной ряды, сгоревшие в 1737 году. Как раз на их месте разместились лавки, торговавшие битой дичью и птицей. Но в XIX веке охотникам пришлось потесниться – Охотнорядскую площадь облюбовало московское купечество, в результате чего Охотный ряд приобрел исключительно торговый характер: там расположились многочисленные торговые лавки, склады, гостиницы, трактиры. Со временем это место превратилось в одно из самых грязных и криминальных мест Москвы. И это все в самом центре города.
Охотный ряд. 1908 год. Теперь на месте церкви Параскевы Пятницы – здание Государственной думы. В белом здании с красными вывесками, которое мы видим на заднем плане, сегодня расположен северный вход в метро.
Перемены начались уже при советской власти: в 1924 году деревянные лавочки, а в 1930 году каменные магазины и амбары были снесены. К 1932 году вся площадь была очищена от ветхих строений, и на ней началось строительство первой очереди гостиницы «Москва». Потом был построен Дом Совета Труда и Обороны (позже Госплан, ныне Государственная Дума РФ). Дабы расчистить место для его постройки, снесли уже не ветхие торговые ряды, а отреставрированную церковь Параскевы Пятницы и палаты Голицына XVII века.
Торговые ряды Охотного ряда. Практически все здания что мы видим в кадре - снесены в 1930-е годы. Сейчас на этом месте - Манежная площадь. Из ориентов - на заднем плане видно здание гостиницы «Метрополь» со стеклянной крышей.
Проспект Маркса в 1970-е годы.
В середине 1990-х годов, по инициативе тогдашнего мэра Москвы Ю. М. Лужкова, на Манежной площади начали строить подземный торговый комплекс, который впоследствии получил название «Охотный ряд».