Санкт-Петербург

·  На главную страницу города  ·  История метрополитена  ·  Перспективы метрополитена  ·  Репортажи со станций  ·
·  Летопись  ·  Путешествие по станциямМ1  ·  М2  ·  М3  ·  М4  ·  М5  ·
  ·  Подвижной состав  ·  Оплата проезда  ·  Схемы  ·  Звуки метро  ·  Видео о метро  ·

• М1 • Кировско-Выборгская линия • М1 •

·  Девяткино  ·  Гражданский проспект  ·  Академическая  ·  Политехническая  ·  
·  Площадь Мужества  ·  Лесная  ·
  Выборгская  ·  Площадь Ленина  ·  Чернышевская  ·
·  Площадь Восстания  ·  Владимирская  ·  Пушкинская  ·  Технологический институт  ·  Балтийская  ·
·  Нарвская  ·  Кировский завод  ·  Автово  ·  Ленинский проспект  ·  Проспект Ветеранов  ·
 

Станция «Владимирская»


Дата открытия: 15 ноября 1955 года
Архитекторы станции: Г.И. Александров, А.В. Жук и А.И. Прибульский
Инженер-конструктор: Е.А. Эрганов
Тип станции: пилонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения: около 55 метров
Проектное название: «Площадь Нахимсона»
Пассажиропоток по станции: 822 736 чел/мес (2019 г.)


1. Описание станции
2. Наземный вестибюль
3. Проекты и строительство
4. История и происхождение названия


1. Описание станции

Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди Ленинградского метрополитена «Автово» - «Площадь Восстания» (7 станций, 10,8 км), расположена на Кировско-Выборгской линии (М1) между станциями «Площадь Восстания» и «Пушкинская». С 1991 года является пересадочной на станцию «Достоевская» Правобережной линии (М4). Станция «Владимирская» считается «вновь выявленным объектом культурного наследия».

Станция расположена в центральной части города, в районе Владимирской площади. Выход в город через единственный вестибюль встроенный в четырёхэтажное здание, на верхних этажах которого находится проектный институт «Ленметрогипротранс. Здание расположено на углу Большой Московской улицы и Кузнечного переулка.

В первоначальном проекте 1941 года станция «Владимирская» присутствовала под названием «Площадь Нахимсона», именно так до 1950 года называлась Владимирская площадь. Однако после Войны при пересмотре технического проекта первой очереди в начале 1951 года станцию решили исключить, оставив под неё задел. Мотивировалось это экономическими соображениями и тем, что перегон между «Московской» («Площадь Восстания») и «Витебской» («Пушкинская») не такой уж длинный — около 2 км и нет необходимости строить дополнительную станцию. Сегодня перегон от «Владимирской» до «Площади Восстания» самый короткий во всём метрополитене, всего 848 метров. Хотя в среднем расстояние между станциями в Петербурге составляет 1,5-2,5 км.

При рассмотрении проекта в Москве в середине 1951 года было указано на необходимость строительства этой станции одновременно со всей первой очередью. «Владимирскую» спешно добавили в проект, но в несколько урезанном варианте. Так в практику был введён новый тип подземной станции глубокого заложения —  трёхсводчатая пилонная с укороченным центральным залом (более чем в три раза короче боковых залов). В сжатые сроки такой тип станции построить было быстрее, аргументировали и тем, что станция не будет пользоваться популярностью и пассажиропоток здесь будет низким.

По сравнению с соседними «Площадью Восстания» и «Пушкинской», станция «Владимирская» выглядит гораздо скромнее, хотя в её оформлении также использованы элементы ордерной архитектуры. Это единственная станция первой очереди Кировско-Выборгской линии, где не планировалось развивать сталинскую тематику в её оформлении.

Весь подземный зал облицован белым с легким рисунком серых жилок, чуть холодноватым уральским мрамором из месторождения «Коелга», гармонично сочетающимся с бронзовыми деталями убранства.

Коелгинское месторождение мрамора, крупнейшее в России и одно из крупнейших в мире, 
находится в Еткульском районе Челябинской области. Именно этим мрамором облицованы большинство станций метрополитена на постсоветском пространстве.

Белый мрамор «Владимирской» контрастирует с тёмным гранитом пола, вымощенного чёрными плитами габбро и светло-серого янцевского гранита, уложенными в шахматном порядке.

Янцевское месторождение расположено в Запорожской области Украины и является самым старым на территории страны. Фото Б.Уткина и Л.Зиверта. 1956 год.
​​​​​​Из комплекта открыток «Ленинградский метрополитен им. В.И.Ленина».

Центральный зал освещается массивными восьмирожковыми люстрами.

 Корпуса люстр выполнены в форме широких чаш.

Декорированы растительным орнаментом.

Снизу украшены восемью звёздами.

Люстра в 1955 году.

Чаша люстры.

Люстры крепятся на цепях к круглым розеткам, оформленным лавровыми венками.

Межпилонное пространство.

Тема архитектурного оформления  станции – «Рост благосостояния советского народа». 1955 год.

Изначально было всего пять проходов между центральным и боковыми залами. Фотография 1956 года.

В 1991 году станция «Владимирская» стала пересадочной на станцию «Достоевская» Правобережной линии (М4). Проект реконструкции выполнили архитекторы, создавшие эту станцию в 1955 году - А.И. Прибульский и А.В. Жук. Вместо умершего в 1959 году Г.И. Александрова в работе принял участие молодой архитектор А.Д. Токмань. Первоначально планировалось полностью удлинить центральный зал и довести число проходов на боковые платформы до двенадцати, однако эти работы выполнить полностью не удалось.

В торцевой части станции был тупик, в котором были раскрыты новые проходы, а на месте старых были встроены лестницы на пересадку на линию М4. При этом длина центрального зала не увеличилась.

Станция в 1957 году, в торце виден тот самый тупик.

Панорама станции.

Платформенный зал.

Платформенный зал в первые дни работы станции.

Платформенные залы освещаются светильниками в виде бра с тремя плафонами.

За светильниками скрыты также вентиляционные решётки.

Светильники декорированы лавровыми ветвями, звёздами, серпами и молотами.

Последние прячутся за центральным светильником.

Бра на вентиляционной решётке. 1955 год.

Путевые стены украшены декоративными решётками с надписью «1955», по году открытия станции, такая же решетка имеется в торцевой стене центрального зала.

1955 - год открытия станции и ленинградского метрополитена - второго метрополитена нашей страны.

Название станции на путевой стене.

Название станции в 2009 году без новой навигации - полосы соответствующего цвета с многократно повторяющимся названием станции на русском и английском языках.

Нововведение порой не слишком хорошо вписывается в интерьер станций, при художественном оформлении которых когда-то были использованы оригинальные цветовые решения.

Станция в 2009 году.

Путевая стена со старой навигацией, 2009 год.

Изначально пол был покрыт асфальтом. Фото 1957 года.

В 2004 году, при переводе линии на 8-вагонные составы, станция опять подверглась реконструкции, за счёт сноса служебных помещений удлинили посадочные платформы. Чуть позже, в 2005-2006 годы, пол на платформенной части покрыли красным карельским гранитом. 

Пассажиры на станции. 1957 г. Фото: Р. Мазелев.

Платформа станции в 1959 году. Из диафильма "Второй в Союзе".

Станционный декор, вентиляционные решетки и осветительные приборы изготовлены из силумина — алюминиевого сплава, анодированного «под бронзу».

Со стороны центрального зала вентиляционные решётки декорированы в форме звезды, окаймлённой природным орнаментом.

Путевая платформа.

Платформенный зал под переходом на «Достоевскую».

Станция в 1957 году.

1986 год.

Первые рекламные щиты на стенах в метрополитене были установлены на станциях «Владимирская» и «Технологический институт-1» в начале 1990-х гг. Фото 1990 года.

Станция в 2009 году.

Во время постройки переходного тоннеля на «Достоевскую» в 1989 году вода проникла в выработки. Исправление ситуации заняло меньше недели, но в связи с этим станцию «Владимирская» пришлось закрыть и поезда проезжали её без остановки. 

С архитектурной точки зрения переход выполнен в стиле характерном той эпохе когда он был построен. Художественное оформление как таковое отсутствует.

Во время строительства перехода произошла авария с вывалом породы, в результате чего на поверхности начались незначительные просадки грунта на поверхности. Один дом дал трещины. 

Вид из перехода станцию.

С «Достоевской» станция соединена четырьмя лентами эскалаторов.

Вид вниз в сторону «Достоевской».

Из северо-восточного торце станции начинается проход ведущий в сторону выхода в город.

Начало 1960-х гг. Книжная торговля в проходе к эскалатору. Фото из личной коллекции prostislav1 (pastvu.com).

Какое внимание было у старых архитекторов к деталям. Даже крепления перил выполнены в виде оригинальных форм. Любопытно что на ранних фото эти перила отсутствуют.

От станции к эскалаторам ведёт переход в виде коридора с широкой лестницей.

Подсветка прохода - закарнизная. Свет словно растекается по своду.

Дверь в технические помещения.

Потолок перехода орнаментирован ступенчатыми восьмиугольниками и ромбами. 

Динамики спрятаны за красивыми решётками, выполненными в виде венка.

«Владимирская» - единственная на первой очереди и первая в Санкт-Петербурге станция, где выход в город сделан через проходной тоннель и через поперечную камеру, а не в торце центрального зала.

Более полувека здесь эксплуатировались эскалаторы типа ЭМ-5, изготовленные ленинградским заводом «Красный металлист», но со временем они исчерпали свой ресурс, и в 2006 году их заменили на новые, отвечающие современным требованиям безопасности по перевозке пассажиров. Фото 1957 года.

И сегодня станция соединена с наземным вестибюлем тремя лентами эскалаторов.

Одновременно с заменой старых эскалаторов на новые, выполнялись работы по ремонту отделки наклонного хода, ликвидировались течи, заменялись старые водоотводные конструкции. К сожалению, в ходе ремонтных работ балюстраду облицевали листами холодных тонов, а светильники-факелы, не соответствующие современным нормам освещенности, заменили на типовые цилиндрические, лишенные декора, прозванные остряками «окурками».


2. Наземный вестибюль

Наземный вестибюль встроен в старое четырёхэтажное здание раннее принадлежавшее расположенной рядом Владимирской церкви, расположенное на углу Большой Московской улицы и Кузнечного переулка. К моменту открытия метро здание было полностью перестроено, сегодня его занимает проектный институт «Ленметрогипротранс».

Фасад дома между Большой Московской улицей и Кузнечным переулком до постройки станции метро. 1938 год.

К открытию метро здание было полностью перестроено. Фото 1955 года.

Вход и выход в вестибюль изначально осуществлялся с угла, в нише которого были установлены дорические колонны. Первоначально планировалось что такие колонны будут также украшать и остальной фасад здания (см. ниже проекты), но потом такое оформление заменили более простой рустовкой. Вход на станцию в 1957 году.

Лоджия портика наземного вестибюля. 1955 год.

В 2008 году после капитального ремонта станции, для перераспределения пассажиропотока, выход со станции был устроен в Кузнечный переулок, вход остался с угла здания.

Фасады здания отделаны окрашенной терразитовой штукатуркой. 1955 год.

Два нижних этажа выделены ленточным рустом, верхние — гладко оштукатурены и имеют горизонтальные членения, в верхней части фриз с медальонами. 1955 год.

Для отделки цоколя и колонн лоджии использован путиловский известняк. 1955 год.

Здание «Ленметрогипротранса» со встроенным вестибюлем станции «Владимирской» вплотную примыкает к стенам Кузнечного рынка. Это обстоятельство не могло не сказаться на теме оформления. Тема архитектурного оформления станции – «Рост благосостояния советского народа». 1995 год.

Вестибюль станции состоит из двух помещений — прямоугольного кассового зала и круглого, перекрытого куполом, эскалаторного. Стены кассового зала облицованы золотисто-охристым рисунчатым мрамором Фоминского месторождения. Пол выложен гранитными плитами.

Добывали этот удивительный камень на Урале, в 40 км от Свердловска, в деревне Фоминой. Особенность этого мрамора в сахаровидной структуре, обладающей значительной пористостью, проникновение железистых растворов породило своеобразный рисунок в виде концентрических колец, полос, пятен золотисто-желтого цвета, напоминающий структуру дерева.

Но этот уральский камень обладает весьма коварным свойством. В блоке, предназначенном на распиловку, неожиданно могут обнаружиться плиты разной окраски — желтые, белые и даже голубоватые. Немало пришлось потрудиться мраморщикам СМУ № 19 «Ленметростроя», чтобы подобрать нужную расцветку. Можно заметить, что внизу они поставили более темные плиты, а вверху — светлые. К сожалению, сорок лет назад, в 1986 г., Фоминское месторождение мрамора исчерпалось и его закрыли. Фото 1955 года. 

Изначально кассовый зал освещался оригинальными люстрами из анодированного алюминия, которые были демонтированы в 90-х. Фото 1956 года.

Освещение эскалаторного зала осуществляется закарнизным светом и четырьмя напольными светильниками. Стены эскалаторного зала облицованы мрамором «коелга» Уральского месторождения. Высокий купол со сходящимися к центру каннелюрами, обрамленный витой гирляндой из растений и плодов, подсвечивается снизу яркими лампами.

Подобно другим послевоенным станциям, «Владимирская» строилась как стратегический объект. Для этого бетонный купол над эскалаторным залом делали чрезвычайно прочным — чтобы мог выдержать прямое попадание снаряда. Некоторым пассажирам купол напоминает парашют, другие наблюдают при подъеме на эскалаторе эффект восходящего солнца (в перевернутом виде).

В зале установлены четыре больших светильника, декорированные пятиконечными звёздами, лавровыми ветвями и колосьями. Пол выложен из тёмно-серых гранитных плит украинского месторождения с включением габбро-норита.

10 августа 2006 года вестибюль «Владимирской» закрыли на реконструкцию, при это сама станция продолжала работать. Для выхода на поверхность требовалось перейти на соседнюю станцию «Достоевская». Выработавшие свой ресурс эскалаторы нуждались в замене. Параллельно с этими работами началась и реконструкция наземного вестибюля, кассового и эскалаторного залов. При реставрации и ремонте станции, модернизации инженерно-строительных решений требовалось сохранить архитектурно-художественные элементы отделки.

В ходе ремонта столкнулись с такой проблемой: для того чтобы извлечь громоздкое демонтированное эскалаторное оборудование и доставить новое, требовался широкий монтажный проём. В стене вестибюля толщиной 1,5 м, сделанной из высокопрочного бетона, со стороны Кузнечного переулка пробили проём нужного размера, который по окончании монтажных работ превратили в выход со станции. Заодно решили проблему «перекрестного прохода», когда смешивались входящий и выходящий пассажиропотоки, создавая массу неудобств. Теперь, выходя в город, пассажиры попадают на Кузнечный переулок, вход на станцию со стороны Владимирской площади при этом остался. Существовала возможность использовать на новом выходе со стороны Кузнечного переулка двери, демонтированные с фасада по Большой Московской улице, после необходимой реставрации, но ремонтники предпочли изготовить новые дубовые двери по эскизам 1955 года. 

Основным украшением наземной части «Владимирской» является красочное мозаичное панно «Изобилие», установленное в полуциркульной нише над эскалатором.

Панно собранное в технике смальтовой мозаики выполнено в мозаичной мастерской Академии художеств СССР, по эскизам и картону художника А.А. Мыльникова, работавшего вместе с А.Л. Королёвым и В.И. Сноповым.

Как уже говорилось выше, на тематику картины вероятнее всего повлияло близкое соседство Кузнечного колхозного рынка. 18 персонажей, граждан Советского Союза, в ярких национальных костюмах, улыбающихся, с открытыми лицами глядят на нас с картины. У их ног горы фруктов, овощей, копны колосьев, бутыли с вином. Слева таджик в цветном халате высыпает фрукты из большой корзины, рядом киргиз на лошади прижимает к себе ягненка; справа представительница народностей Севера держит шкурку песца, а за нею возвышается целый корабль и три балтийских рыбака укладывают снасти. В центре панно колхозники на вытянутых руках держат снопы — любимая поза советских художников и скульпторов. Но, в отличие от многочисленных произведений того времени, у Мыльникова композиция тщательно проработана, а каждый персонаж индивидуален. Это картина-мечта, стремление к изобилию и достатку после длительного периода страданий военного времени. Светлое и радостное впечатление создает нечасто используемый в советском искусстве того периода золотой фон, отдаленно напоминающий мозаики Древней Руси или даже церковные. Завершение работы над «Изобилием» совпало по времени с выходом Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 г. «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которым начался период борьбы с «украшательством».

В 2008 году во время ремонта вестибюля «Владимирская» знаменитое панно капитально отреставрировали, смыли грязь, копоть и пыль, восстановили выпавшие кусочки смальты, обновили нарядную раму, специальными составами почистили бронзу 12 светильников у картины и парапет художественного литья, и сегодня мозаика вновь радует яркими красками и позолотой.

  
Художники: А.А. Мыльников и А.Л. Королёв.

Художник-монументалист Андрей Андреевич Мыльников (1919-2012), главный автор мозаики, родился в небольшом волжском городке Покровск (ныне - Энгельс). В 1938 году переезжает в Ленинград, где учится в Институте живописи, искусства и архитектуры на архитектурном факультете, но через два года перевелся на живописный факультет. В годы Войны и "Блокады" студент Мыльников становится добровольцем народного ополчения и участником обороны северной столицы. Строит укрепления на южных рубежах города, награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В блокадном городе сблизился с прославленным художником Иваном Билибиным и успел получить похвалы от великого старца. Спустя много лет творческий коллектив под руководством академика А.А. Мыльникова в составе С.Н. Репина, Н.П. Фомина, И.Г. Уралова и В.В. Сухова создаст мозаичные панно «Блокада» и «Салют Победы» для мемориального зала Памятника защитникам Ленинграда на площади Победы. В 1946 году Мыльников окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры (ЛИЖСА) им. И.Е. Репина. Создав множество различных работ (за которые он получает чуть ли не все возможные для деятеля культуры звания и награды: Героя Социалистического Труда, Сталинскую и Ленинскую премии, ордена Ленина, Дружбы народов, звание народного художника СССР и многое-многое другое), в 1954–1955 годы художник работает над мозаичным панно «Изобилие» для станции «Владимирская» Ленинградского метрополитена, а в 1965 году вместе с А.Л. Королевым создаст еще одно мозаичное панно — «В.И. Ленин» для станции «Площадь Ленина».

Второй соавтор мозаичного панно «Изобилие», Александр Леонидович Королёв (1922–1988), художник-монументалист, народный художник РСФСР, член Ленинградского отделения Союза художников, кандидат искусствоведения, профессор, участвовал в создании других монументальных работ для Ленинградского метрополитена: смальтовая мозаика, изображающая возвращение Ленина в Петроград в апреле 1917 г., на станции «Площадь Ленина» (также совместно с А.А. Мыльниковым) и витраж на станции метро «Гостиный двор».

Третий соавтор, Виктор Иванович Снопов (1921–1952), художник совершенно неизвестный и забытый. В 1952 г. написал на заказ для Музея почвы в Ленинграде серию огромных полукруглых холстов с «пасторально-сельскохозяйственными и партийно-охотничьими сценами», о которых специалисты Русского музея отозвались строго: «Мастер делает халтуру». В том же году Виктор Иванович покончил жизнь самоубийством, бросившись вниз головой в лестничный пролет Ленинградского отделения Союза художников.

Эскалаторный тоннель окаймляет металлическая балюстрада, вдоль стен стоят шесть выразительных торшеров на мраморных основаниях c золотистым металлодекором с мотивами растительных форм.

Спуск вниз.

Портал над эскалаторным тоннелем, 1955 год.

1959 год.

1960 год.

1986 год.


3. Строительство станции и проекты

Первоначальный проект расположения станции «Площадь Нахимсона». Январь 1939 года. Из коллекции Миши Крайнова.

Архитектурный проект, которому предшествовал дополнительный закрытый архитектурный конкурс, был разработан за три года до открытия станции. Связано это с тем что в начале 1951 года станцию решили исключить из проекта, оставив под неё лишь задел, а конкурс проводился именно в это время. Позже было указано на необходимость строительства этой станции одновременно со всей первой очередью. «Владимирскую» спешно добавили в проект, но в несколько урезанном варианте. Это единственная станция первой очереди  Кировско-Выборгской линии, где не планировалось развивать сталинскую тематику в её оформлении. 

Примечательно, что при первом подходе проектирования в конце 1940-х, «Владимирскую» видели колонной, как «Балтийская» или «Технологический институт», причём с двумя выходами, один из которых должен был выходить на «пять углов». Вероятнее всего, из-за сжатых сроков и сильной дороговизны (большого пассажиропотока на станции не ожидалось) проект станции переделали.

В том же году срочно объявили дополнительный конкурс на лучший проект станции «Владимирская» из двух туров. В первом, открытом, победил проект Г.И. Александрова, А.В. Жука и А.И. Прибульского. Но на втором, закрытом конкурсе, итоги которого объявили 30 января 1952 г., первое место занял более внушительный проект отца и сына Сергея Владимировича и Владимира Сергеевича Васильковских.

Подземный зал станции «Владимирская» у Васильковских выглядел очень нарядно: над пилонами из белоснежного мрамора портреты владимирских князей, оригинальные светильники в виде чаш на столбах, множество лепнины, красивый рисунок пола, в торце — сцена народного гуляния с неизменными березками.Проект: С.В. Васильковского и В.С. Васильковского. 1952 год. Закрытый конкурс 1951-1952 года.

Если бы этот проект реализовали, то «Владимирская» стала бы одной из красивейших станций в Санкт-Петербурге.
Авторы проекта: С.В. Васильковский, В.С. Васильковский. 1952 год. Закрытый конкурс 1951-1952 года.
 

Авторы проекта: С.В. Васильковский, В.С. Васильковский. 1952 год. Закрытый конкурс 1951-1952 года.

Всё же станцию решили строить по более простому проекту архитекторов Г.И. Александрова, А.В. Жука и А.И. Прибульского, возможно, из-за опасения, что за оставшихся три года проект Васильковских реализовать бы не удалось. Ведь архитектурную отделку и строительство наземного вестибюля требовалось завершить в срок, общий для всей трассы. Сработавшийся энергичный коллектив архитекторов со своей задачей справился, наверстал упущенное время и выдал чертежи в срок. Г.И. Александров, А.В. Жук и А.И. Прибульский познакомились на архитектурном факультете Всероссийской Академии художеств и еще в студенческие годы установили творческое содружество, что пригодилось при работе над проектом станции.

Георгий Иванович Александров (1909–1959) после Академии работал в мастерской № 5 института «Ленпроект», по его проектам впоследствии было построено множество зданий в Северной Столице. 

Александр Владимирович Жук (1917–2008) - художник-архитектор, действительный член Российской академии художеств и Международной академии архитектуры, почетный член Академии архитектуры и строительных наук, народный архитектор СССР. Пройдя Войну, в 1944 году вернулся в Ленинград, где начал работать по специальности в институте «Ленпроект», которому отдал полвека своей жизни. В 1954 г. назначается руководителем мастерской. Задачей мастерской А.В. Жука являлось проектирование застройки Кировского и Выборгского районов Ленинграда. Автор проектов множество сооружений в Петербурге, среди которых здание Театра юного зрителя, Большой концертный зал «Октябрьский» и Ленинградский аэровокзал. Помимо «Владимирской», он — соавтор проектов подземных залов станций «Чернышевская», «Выборгская», «Достоевская».

Анатолий Исаакович Прибульский (1916–1997) также как и два предыдущих архитектора, пройдя Войну устраивается в «Ленпроект». Автор проектов множества сооружений в Петербурге. Важным этапом в творчестве архитектора стало проектирование станции метрополитена «Владимирская», наземный вестибюль которой встроен в здание, согласованное с окружающими памятниками зодчества трёх веков. Рука Прибульского видна в деталях, обычно не замечаемых пассажирами: тонкая филигрань решеток на кассовых окнах вестибюля, красивейшие торшеры из бронзы и белого мрамора в эскалаторном зале. И в дальнейшем, почти до самой кончины, Анатолию Исааковичу доведется разрабатывать проекты новых станций метрополитена. Три станции созданы совместно с А.Я. Мачеретом: «Технологический институт-2», «Сенная площадь», «Василеостровская». Затем, уже в соавторстве с другими архитекторами, — «Лесная» и «Садовая».

Интерьер наземного вестибюля по проекту: Г.И. Александрова, А.В. Жука и А.И. Прибульского. 1953 год. С незначительными изменениями проект принят к осуществлению.

Первоначально наземный павильон станции предполагалось разместить на месте расположенного рядом со станцией метро Владимирского собора. В принятом 1 марта 1941 г. Ленгорисполкомом постановлении «О расположении станций метрополитена» говорилось: «...станцию „Площадь Нахимсона“ расположить между площадью Нахимсона и пятью улицами. Вестибюль расположить на площади Нахимсона со сносом бывшей Владимирской церкви». Против этого решительно выступил отдел по охране памятников истории и культуры, напомнив, что храм является памятником XVIII века государственного значения. Неожиданно против сноса церкви выступил второй секретарь обкома и горкома ВКП(б) А.А. Кузнецов, считавший, что для павильона метрополитена можно найти другое место.  Он категорически потребовал сохранить Владимирскую церковь, как объект, имеющий огромную культурно-историческую ценность, что было не характерно для тех времён.

Так и случилось, наземный вестибюль «Владимирской» разместили на первом этаже перестроенного четырехэтажного здания, изначально принадлежавшего Владимирской церкви. Кстати, в проекте 1947 г. на «Владимирской» предусматривался второй выход, на площадь Пяти углов, на месте дома № 18 по Загородному проспекту. После реконструкции, в ходе которой разобрали угловую часть на пересечении Большой Московской улицы и Кузнечного переулка, в нише скошенного угла установили массивные дорические колонны, облицованные известняком.

Проект перестройки здания в котором расположили вестибюль. Авторы проекта: Г.И. Александров, А.В. Жук, А.И. Прибульский. 1953 год. Проект принят к осуществлению с изменениями. По проекту колонны должны были украшать не только портал входа, но и плоскости стен по Большой Московской улице и Кузнечному переулку, но их заменили более простой рустовкой. Отказались и от рельефов с буквой «М» с двух сторон от арки портала.


4. История и происхождение названия

Станция «Владимирская» своим названием обязана находящимся вблизи площади и проспекту, в свою очередь названным по расположенной рядом церкви Владимирской иконы Божией Матери.

Проектное название станции — «Площадь Нахимсона». В 1918 году Владимирская площадь и проспект были названы в честь Семёна Михайловича Нахимсона (1885–1918) - военного комиссара Ярославского округа, погибшего при подавлении Ярославского восстания против большевиков. До Февральской революции он был членом Бунда — организации, объединявшей полупролетарские слои еврейских ремесленников западных областей России. Позднее, порвав с Бундом, Семён Нахимсон стал членом Петербургского комитета РСДРП(б) и председателем I городского района, членом Военной секции Петроградского совета. В 1944 году проспекту, а в 1950 году и площади вернули историческое название — Владимирская, а потому станцию метро тоже назвали «Владимирской».

Застройка района начинается в 1740 году, тут заселялись кузнецы, служившие в придворном ведомстве. Одной из первых построек стала деревянная церковь Владимирской Божией Матери, возведенная в 1747 году. По проекту архитектора П.А. Трезини в 1761-63 годы на этом месте построена каменная церковь, перестроенная в XIX веке. Тогда же возвели отдельно стоящую колокольню по проекту архитектора Д. Кваренги и Ф. Руска, который в 1848 году надстроил ещё один ярус колокольни. К концу XIX века рядом с храмом появляется рынок, по его месту расположения он стал называться – Кузнечный рынок. В 1932 году Владимирскую церковь закрыли, а в здании храма разместилась фабрика «Ленмашучёт». В 1989 году храм был возвращён верующим и началась его реставрация.

Источники: 
1) А. Жданов. "Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции", 2017 г.
2) А.П. Сапаров, Е.П. Серебровская, "Ленинградский метрополитен", 1956 г.
3) А.М. Соколов, "Ленинградское метро", 1957 г.
4) "Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения", 2005
5) "Петербургский метрополитен: из прошлого в будущее" ГМИ СПб, 2013
6) Шавель Ю.В., Графов Д.Ю. "Петербургский метрополитен - 60", 2015
7) Архив Сергея Бабушкина
8) Архив Михаила Крайнова

Рубрика: 

Город: 

Санкт-Петербург

·  На главную страницу города  ·  История метрополитена  ·  Перспективы метрополитена  ·  Репортажи со станций  ·
·  Летопись  ·  Путешествие по станциямМ1  ·  М2  ·  М3  ·  М4  ·  М5  ·
  ·  Подвижной состав  ·  Оплата проезда  ·  Схемы  ·  Звуки метро  ·  Видео о метро  ·

• М1 • Кировско-Выборгская линия • М1 •

·  Девяткино  ·  Гражданский проспект  ·  Академическая  ·  Политехническая  ·  
·  Площадь Мужества  ·  Лесная  ·
  Выборгская  ·  Площадь Ленина  ·  Чернышевская  ·
·  Площадь Восстания  ·  Владимирская  ·  Пушкинская  ·  Технологический институт  ·  Балтийская  ·
·  Нарвская  ·  Кировский завод  ·  Автово  ·  Ленинский проспект  ·  Проспект Ветеранов  ·
 

 

    LiveInternet: показано число просмотров за 24+ часа, посетителей за 24 часа и за сегодня  Яндекс.Метрика