Санкт-Петербург

·  На главную страницу города  ·  История метрополитена  ·  Перспективы метрополитена  ·  Репортажи со станций  ·
·  Летопись  ·  Путешествие по станциямМ1  ·  М2  ·  М3  ·  М4  ·  М5  ·
  ·  Подвижной состав  ·  Оплата проезда  ·  Схемы  ·  Звуки метро  ·  Видео о метро  ·

• М1 • Кировско-Выборгская линия • М1 •

·  Девяткино  ·  Гражданский проспект  ·  Академическая  ·  Политехническая  ·  
·  Площадь Мужества  ·  Лесная  ·
  Выборгская  ·  Площадь Ленина  ·  Чернышевская  ·
·  Площадь Восстания  ·  Владимирская  ·  Пушкинская  ·  Технологический институт  ·  Балтийская  ·
·  Нарвская  ·  Кировский завод  ·  Автово  ·  Ленинский проспект  ·  Проспект Ветеранов  ·
 

Станция «Технологический институт-1»


Дата открытия: 15 ноября 1955 года
Архитекторы станции: А. М. Соколов и А. К. Андреев
Инженер-конструктор: С. М. Эпштейн
Скульпторы: В
Художники: Г.HHH
Тип станции: колонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения: 40 метров
Проектное название: «»


1. Описание станции
2. Наземный вестибюль
3. Проекты и строительство
4. История и происхождение названия


1. Описание станции

Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди Ленинградского метрополитена «Автово» - «Площадь Восстания» (7 станций, 10,8 км), расположена на Кировско-Выборгской линии (М1) между станциями «Балтийская» и «Пушкинская».

«Технологический Институт-1» стала первой станцией метро расположенной на важной городской магистрали - на Московском проспекте (ранее проспект имени Сталина). Наземный вестибюль станции встроен в специально построенное здание на углу Московского и Загородного проспектов, которое возвели на месте снесённого дома Н. М. Рулёва. В этом здании разместилось управление Петербургского метрополитена. В непосредственной близи расположены Санкт-Петербургский государственный технологический институт, Музей Державина и русской словесности, Молодежный театр на Фонтанке, сад Олимпия.

Перегон от станции «Пушкинская» до «Технологического института» один из самых коротких в Петербургском метрополитене, его длина составляет порядка 780 метров.

Станция «Технологический институт» имеет ряд отличий от остальных станций первой очереди. Во-первых, она самая большая по размеру. Тонкие квадратные в сечении колонны объединены в аркады, отделяющие средний зал от перронов; в центре - небольшое овальное помещение.

Во-вторых, «Технологический институт» является первой пересадочной станцией метро в Ленинграде-Петербурге. Но особенность станции не только в том, что она первый пересадочный узел в метрополитене Северной столицы, но и в том, что она стала первой в СССР кросс-платформенной станцией, то есть станцией, где на разные стороны приходят поезда разных линий, движущиеся приблизительно в одном направлении.

В течение первых шести лет станция функционировала как обычная станция метро - поезда, следующие с «Балтийской», прибывали на правый путь. При вводе в 1961-м году первой очереди Московско-Петроградской линии (Линии 2) была открыта вторая станция - «Технологический Институт-2» с одновременным переключением движения – с «Балтийской» поезда теперь стали приезжать на вторую станцию, а правый путь первой станции стал отправным для составов второй линии. Данная особенность закладывалась ещё при проектировании. Подобное новшество было реализовано впервые в мировой практике (в таком виде), и неудивительно, что в 1958 году совместный проект ещё не построенной станции Соколова и Андреева получил Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе.

11 апреля 1961 года открылась станция «Технологический институт-2», и с этого дня поезда, следовавшие в направлении станции «Площадь Ленина», вместо привычной колонной станции стали прибывать в зал новой пилонной станции, построенной рядом с действующей. Как писала газета «Смена»: «Пассажиров ленинградского метро... утром ожидал сюрприз: по одному из путей - левому от эскалаторов - поезда не ходили. Многочисленные указатели извещали о том, что для проезда в сторону Финляндского вокзала нужно перейти на соседнюю станцию второй очереди».

Архитектура обеих станций тематически связаны - прогресс отечественной науки, только во второй станции это расцвет советской социалистической мысли и технических достижений, а в первой оформление посвящено расцвету отечественной науки.

29 апреля 1961 года, после открытия движения по новой линии (Московско-Петроградской, или 2-й линии), стал работать кросс-платформенный пересадочный узел. Но первые два года, до 1 июля 1963 года, узел работал только вполсилы, так как станция «Технологический институт» Московско-Петроградской линии являлась конечной, и поперечные пассажиропотоки в залах были направлены только в одну сторону. До наших дней это единственный действующий кросс-платформенный узел петербургского метрополитена, хотя запланирован еще один - на станции «Спортивная». Остальные проекты (на станции «Достоевская» и «Обводный канал») реализовать не удалось. Сегодня на просторах бывшего Союза подобные станции есть только в Москве: «Китай-город», «Третьяковская», «Каширская», «Кунцевская», «Парк Победы» и «Петровско-Разумовская», с небольшой оговоркой, сюда можно причислить и нижегородскую «Московскую» (там поезда прибывают на две платформы, расположенные в одном общем зале, а не отдельных станциях).

В переходе со станции «Технологический институт» на станцию «Технологический институт-2» на торцевой стене к Олимпийским играм, которые проходили в СССР в 1980 году, была установлена электросветовая схема линий ленинградского метрополитена, показывающая огоньками работающие станции. По мере открытия новых участков на ней появлялись дополнительные элементы. Позже она была заменена на медную, со временем и она перестала отвечать современному количеству станций и не обновлялась с 1995 года и в 2000-х годах при проведении косметического ремонта перехода её было решено демонтировать.

«Технологический институт» - самая большая по объёму пассажирского зала станция первой очереди метро.

Тонкие квадратные в сечении колонны объединены в аркады, отделяющие центральный зал от перронов. Колонны и путевые стены облицованы белым с нежными прожилками уральским мрамором «коелга», что создает впечатление простора и легкости.

Светлый мрамор стен хорошо сочетается с темными плитами пола, для облицовки которого использован полированный слипчинский черный габбро-норит со вставками серого крапчатого гранита из Жежелевского карьера Винницкой области.

До 2006 года, пол на платформах был покрыт асфальтом. Фото: Роберт Ньюхаузер, 1985 г.

В 2006 году произведена замена асфальтовых полов в боковых залах на прочный и долговечный натуральный гранит.

Над аркадами вдоль свода протянулся декоративный фриз, в котором чередуются «позолоченные» вентиляционные решетки и лепные факелы, окаймленные бронзой, завершающиеся хрустальными светильниками.

Светильники вмонтированы в стеклянные узорчатые сосуды, вставленные в специальные желоба на своде.

Светильники в 1955 году.

Первоначально, по эскизному проекту, предполагалось украсить фриз изображениями медали Героя Социалистического Труда и почетных знаков лауреатов Сталинской премии, а светильники установить в хрустальных дугах на своде. В дальнейшем от этой идеи отказались. Как вспоминал А.М. Соколов: «Мы пересмотрели задуманную в проекте систему освещения, при этом, отказываясь от светящихся дуг, старались сохранить идею встроенного освещения. Взгляните наверх, на спрятанные в желобки лампы-бра. Они являются частью декоративной полосы над карнизом».

В путевых залах освещение обеспечивают светильники, похожие на факелы.

Светильники-"факелы" в путевом зале.

Надпись с названием станции на путевой стене.

Сами стены украшены декоративными решётками, через которые осуществляется доступ к кабельным каналам.

В центре подземного вестибюля находится овальный (а точнее, восьмигранный) зал.

Первоначально, его предполагалось посвятить торжеству советской культуры и науки.

На стенах должны были появиться барельефы, отображающие содружество советской науки с производством, а в центре - «мраморная скульптура великого вождя и вдохновителя всех наших побед товарища Сталина -  корифея самой передовой в мире советской науки». Как сообщалось, «корифей науки будет изображен в позе мыслителя» (подробнее об этом. Планировалось «воспользоваться опытом мичуринцев по выращиванию растений и цветов при искусственном „дневном“ свете» и окружить скульптуру И.В. Сталина многолетними яркими цветами, вечнозелеными кустарниками и лаврами, которые будут расти под землей так же, как и на солнце.

Вопрос, могут ли растения жить в метро, до конца не изучен. Были попытки поставить горшки с цветами на станциях «Площадь Восстания» и «Ладожская». В Москве на станции «Ботанический сад» прямо на платформе стояли кадки с растениями, и в 1935 году на многих станциях также стояли различные растения, преимущественно модные в то время пальмы, но долго они не простояли. В Париже на станции метро «Лионский вокзал» создан настоящий подземный тропический сад, демонстрирующий современные технологические возможности.

На станции «Технологический институт» ни растения, ни скульптура Сталина не появились. Вместо этого на четырёх пилонах овального зала установили бронзовые медальоны с изображениями «корифеев науки», основоположников научногоко ммунизма: Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Владимира Ленина и Иосифа Сталина. Ещё до начала строительства предусматривалось, что на станции «Технологический институт» будут скрещиваться две линии метрополитена, в связи с этим конструкция станции позволяла создать здесь пересадочный узел, и из центрального овального зала, не поднимаясь на поверхность, попасть на другую линию.

Позднее, при открытии второй линии метро и строительстве перехода на станцию «Технологический институт-2», внешний вид овального зала изменился. Появилась лестница, и несколько красивых колонн с каннелюрами «ушли» в лестничный марш на треть. Позднее сняли барельефы Сталина и Энгельса, которые сейчас находятся в музее метрополитена.

Сегодня овальный зал украшают лишь два бронзовых медальона с изображениями Маркса и Ленина.

В краеведческой литературе отсутствуют указания на авторство четырех барельефов. Но с достаточным основанием можно предположить, что портрет Ленина создал художник Николай Александрович Соколов, заслуженный деятель искусств РСФСР и заслуженный художник РСФСР. Изображения его ленинских барельефов украшали денежные знаки советской эпохи. Н.А. Соколов работал на ленинградском Монетном дворе гравёром, а с 1957 года - главным художником. Возможно, он же является автором барельефов Сталина, Маркса и Энгельса.

Лестница ведущая в переход на станцию «Технологический институт-2».

Вид самого перехода.

Круглый зал до строительства перехода на вторую станцию "Технологический институт".

Важнейшим элементом оформления подземного зала являются размещенные над колоннами 24 бронзовых медальона с портретными барельефами великих деятелей отечественной науки. Между барельефами помещены традиционные научные символы: венки из ветвей пальмы и лавра из листовой латуни, выполненные способом выколотки. Фото 1955 года.

Такими же венками украшено старое здание Московского университета. Тонкий рисунок воспроизвести в отливке невозможно. К моменту, когда сооружалась станция, старинное искусство выколотки сохранилось только в Риге. Мастера из этого города охотно приняли заказ Ленинграда и создали артистически выполненные изделия. Идея украсить станцию галереей скульптурных портретов великих людей нашей Родины возникла уже на первом этапе. Однако, помимо известных ученых, здесь должны были появиться портреты великих русских поэтов, писателей и художников, в частности А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.Г. Чернышевского, А.Н. Толстого и В.В. Маяковского. Мог появиться на станции и портрет небезызвестного селекционера Лысенко, но в дальнейшем от этой сомнительной идеи отказались.

В результате обсуждений и согласований возник перечень из 24 выдающихся русских и советских ученых. Созданием портретов занимался большой коллектив ленинградских скульпторов от прославленных мастеров до начинающих ваятелей. Каждый скульптор создал только один барельеф, но все портреты созданы в одном стиле. Сегодня достоверно известно авторство только некоторых изображений. На основе списка скульпторов и расположения барельефов сделана попытка составить полный перечень портретов ученых и их авторов. Всего на станции изначально было 28 медальонов - 24 в центральном зале и 4 в круглом.

Правая сторона (1-я, Кировско-Выборгская линия):

1. Иван Федоров (также Иван Федорович Москвитин; ок. 1520–1583) -  первый русский книгопечатник, издатель первой точно датированной печатной книги «Апостол» в Русском царстве, а также основатель типографии в Русском воеводстве Польского королевства. Автор барельефа - скульптор Александр Алексеевич Мурзин (1914–2010), заслуженный художник РФ.

2. Николай Иванович Лобачевский (1792–1856) - известный математик, один из создателей неевклидовой геометрии. Автор барельефа - скульптор Татьяна Федоровна Линде (1893–1978).

3. Николай Иванович Пирогов (1810–1881) - хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии. Автор барельефа - скульптор Моисей Абрамович Вайман (1913–1973).

4. Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846–1888) - этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи, называемого Берегом Маклая. Автор барельефа - скульптор Павел Пименович (Пимонович) Черненко (1918–2013).

5. Павел Николаевич Яблочков (1847–1894) - электротехник, военный инженер, изобретатель и предприниматель, создатель дуговой лампы, вошедшей в историю под названием «свеча Яблочкова». Автор барельефа - скульптор Николай Александрович Дмитриев (1922–1960).

6. Александр Степанович Попов (1859–1905) - физик и электротехник, профессор, изобретатель, один из изобретателей радио, статский советник. Автор барельефа - скульптор Арам Арутюнович Айриев.

Переход на станцию «Технологический институт-2»:
7. Илья Ильич Мечников (1845–1916) - микробиолог, цитолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог, один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, теории фагоцителлы, основатель научной геронтологии. Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908 г.). Автор барельефа - скульптор Яков Абрамович Троупянский (1878–1955). Во время он Великой Отечественной войны работал в отделе охраны памятников занимался реставрацией и консервированием скульптурных памятников Ленинграда. 

8. Климент Аркадьевич Тимирязев (1843–1920) - естествоиспытатель, специалист по физиологии растений, крупный исследователь фотосинтеза, популяризатор и историк науки. Автор барельефа - скульптор Александра Федоровна Гунниус (1890–1977), участница возрождения Большого каскада Петродворца после Великой Отечественной войны.

9. Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927) - невропатолог, физиолог, психолог, исследователь нервной системы человека, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик. В 1907 году основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт - первый в мире научный центр по комплексному изучению человека, ныне носящий его имя. Автор барельефа - Пелагея Николаевна Шурыга (Шурига; 1900–1980).

10. Иван Владимирович Мичурин (1855–1935) - биолог и селекционер, автор многих сортов плодово-ягодных культур, доктор биологии, заслуженный деятель науки и техники, почетный член Академии наук СССР, академик ВАСХНИЛ. Автор барельефа -  Евгений Кузьмич Дмитриев (1927–1994).

11. Александр Петрович Карпинский (1846–1936) - геолог, академик, президент Минералогического общества России, первый выборный президент Российской академии наук. Работы по палеонтологии, стратиграфии и тектонике, петрографии, геологии и полезным ископаемым Урала. Автор барельефа - скульптор Евгения Павловна Крупина (1912–1992).

12. Алексей Евграфович Фаворский (1860–1945) - химик-органик, его работы в области непредельных соединений явились теоретической основой промышленного синтеза каучука в СССР. Автор барельефа -  скульптор Роберт Карлович Таурит (1906–1969).

Левая сторона (2-я, Московско-Петроградская линия):
13. Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) - ученый-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик, физик, астроном, приборостроитель, географ, геолог, поэт, филолог, художник, историк; статский советник, профессор химии, действительный член Санкт-Петербургской Императорской и почетный член Королевской Шведской академий наук. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь, открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Автор барельефа - скульптор Ефим Аронович Гендельман (1914–1982). Участвовал в реставрации скульптуры дворцов-музеев в Павловске и Пушкине.

14. Иван Петрович Кулибин (1735–1818) - механик-изобретатель из мещан, прозванный «нижегородским Архимедом». Автор барельефа - скульптор Николай Васильевич Дыдыкин (1894–1975), в юности - палехский иконописец. В послевоенные годы участвовал в восстановлении ансамбля «Тритоны» в Петродворце. 

15. Сергей Петрович Боткин (1832–1889) - врач-терапевт и общественный деятель, создал учение об организме как о едином целом, подчиняющемся воле. Профессор Медико-хирургической академии, тайный советник, лейб-медик. Автор барельефа - скульптор Валентина Осиповна Пирожкова (1913–1973).

16. Николай Михайлович Пржевальский (1839–1888) - путешественник и натуралист, совершивший несколько экспедиций в Центральную Азию; почетный член Академии наук, генерал-майор. Автор барельефа - скульптор Клавдия Петровна Терентьева.

17. Софья Васильевна Ковалевская (1850–1891) — математик и механик, первая в мире женщина-профессор математики, иностранный член-корреспондент Петербургской Академии наук. Автор барельефа -  скульптор Леонид Абрамович Месс (1907–1993).

18. Иван Михайлович Сеченов (1829–1905) - физиолог и мыслитель-рационалист, много лет занимался физиологией межцентральных отношений. Наиболее существенные результаты этих исследований опубликованы в его работе «Физиология нервной системы». Автор барельефа - скульптор Цецилия Иосифовна Дивеева (1914–1960).

Переход на станцию «Технологический институт-2»:
19. Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907) - выдающийся химик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог. Профессор Санкт-Петербургского университета; член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук. Среди наиболее известных открытий - периодический закон химических элементов. Автор классического труда «Основы химии». Автор барельефа - скульптор Александр Михайлович Игнатьев (1912–1998). Заслуженный художник РСФСР. В 1941 г. ушел рядовым в народное ополчение, участвовал в боях на Пулковских высотах, с тяжелым ранением попал в госпиталь и был эвакуирован. После возвращения участвовал в реставрационных работах на Большом каскаде Петергофа.

20. Николай Егорович Жуковский (1847–1921) - механик, создатель аэродинамики как науки. Заслуженный профессор Московского университета, профессор теоретической механики Императорского Московского технического училища; член-корреспондент Императорской Академии наук. Автор барельефа - скульптор Григорий Александрович Черниенко. 

21. Сергей Васильевич Лебедев (1874–1934) - ученый-химик, основоположник промышленного способа получения синтетического каучука, академик АН СССР. Автор барельефа - скульптор Александр Григорьевич Овсянников (1913–1993). Участвовал в оформлении станций «Балтийская» и «Нарвская» Ленинградского метрополитена.

22. Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935) - ученый-самоучка и изобретатель, основоположник теоретической космонавтики. Автор барельефа - скульптор В.И. Знаменский, в 1955 году - молодой лепщик «Ленметростроя».

23. Иван Петрович Павлов (1849–1936) - физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и формировании рефлекторных дуг; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии (1904 г.). Автор барельефа - скульптор А.В. Менжелис (биографических данных о скульпторе найти не удалось).

24. Алексей Николаевич Крылов (1863–1945) - кораблестроитель, механик и математик, академик Петербургской Академии наук, генерал флота, лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического Труда. Автор барельефа - скульптор Георгий Филиппович Ветютнев (1903–1960).

Сегодня на колоннах можно насчитать лишь 22 медальона. Всё дело в том, что по мере развития метрополитена и открытия новых станций потребовались новые служебные помещения. Для возможности устройства помещений линейного пункта для машинистов Московско-Петроградской линии пассажирская зона центрального зала была несколько укорочена. Работы начались в 1989 году, через два проема от торца зала возвели кирпичную стену, укоротив подземный зал. Стену оштукатурили и сначала расписали ее под мрамор «коелга», а в дальнейшем облицевали натуральным камнем. Эти работы, завершившиеся в феврале 1992 г., выполнил облицовщик-полировщик метрополитена Георгий Осипович Левитанус.

Таким образом, в общей сложности станция лишилась четырёх барельефов: так два барельефа А.Е. Фаворского и А.Н. Крылова оказались внутри служебных помещений и в наши дни они стали экспонатами Музея метрополитена, а ещё два, как уже было написано выше, были демонтированы при строительстве перехода на станцию «Технологический институт-2» (Сталина и Энгельса).

НАПИСАТЬ И ФОТО ПРО ФАЛЬШСТЕНУ

 

 

2005 г.

1. К. Маркс

2. Ф. Энгельс

3. В.И. Ленин

4. И.В. Сталин орор

5. Иван Федоров – первый русский книгопечатник;

6. Михаил Васильевич Ломоносов — естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик, физик и поэт;

7. Николай Иванович Лобачевский — математик, создатель неевклидовой геометрии;

8. Иван Петрович Кулибин — выдающийся изобретатель, механик- самоучка;

9. Николай Иванович Пирогов — русский хирург и анатом, основоположник военно-полевой хирургии;

10. Сергей Петрович Боткин — терапевт, создатель учения об организме как об едином целом;

11. Николай Михайлович Пржевальский — путешественник и натуралист, исследователь Азии;

12. Николай Николаевич Миклухо-Маклай — путешественник, этнограф и антрополог;

13. Софья Васильевна Ковалевская — математик и механик, первая в мире женщина-профессор математики;

14. Павел Николаевич Яблочков — электротехник, изобретатель электрической свечи («свеча Яблочкова»);

15. Александр Степанович Попов — русский физик-электротехник, изобретатель электрической связи без проводов (радио);

16. Иван Михайлович Сеченов — психолог, физиолог, мыслитель-рационалист, естествоиспытатель, основатель русской физиологической научной школы;

17. Илья Ильич Мечников — биолог, патолог, создатель теории воспаления и иммунитета, один из основоположников эволюционной эмбриологии;

18. Дмитрий Иванович Менделеев — химик мирового значения, создатель периодической системы элементов;

19. Климент Аркадьевич Тимирязев — естествоиспытатель-дарвинист, основоположник русской школы физиологов растений;

20. Николай Егорович Жуковский — учёный, создатель аэродинамики как науки;

21. Владимир Михайлович Бехтерев— психиатр, исследователь нервной системы человека, основатель научной школы;

22. Сергей Васильевич Лебедев — химик, основоположник промышленного способа получения синтетического каучука;

23. Иван Владимирович Мичурин — биолог, основоположник в СССР научной селекци , плодовых, ягодных и других культур;

24. Константин Эдуардович Циолковский — учёный-теоретик, основоположник современной космонавтики;

25. Александр Петрович Карпинский — известный русский геолог, основатель русской геологической школы;

26. Иван Петрович Павлов — физиолог, создатель теории о высшей нервной деятельности;

27. Алексей Евграфович Фаворский – химик-органик, создатель института органической химии;

28. Алексей Николаевич Крылов – кораблестроитель, специалист в области механики и математике.

При строительстве перехода на станцию «Технологический институт-2» четыре портрета пришлось убрать, это портрет И.В. Сталина, Ф. Энгельса, А. Е. Фаворского и А. Н. Крылова. Теперь их можно увидеть в качестве экспонатов Музея метрополитена. На путевых стенах установлены декоративные решётки.

 

Торец центрального зала станции был декорирован надписью со словами В. И. Ленина: «Теперь все чудеса техники и завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия», которая в 1975-м году перекочевала на другую станцию Кировско-Выборгской линии - «Академическую».

 

 

 

***
*** В перспективе намечается капитальный ремонт наклонного хода станции «Технологический институт-1». Вместо трех

старых эскалаторов установят четыре новых. Для монтажа эскалаторов придется частично разобрать капитальную стену вестибюля со стороны Московского проспекта. Компания «Монплезир-3» разработала уникальный проект модернизации станции, его авторами стали Борис Кириков, Маргарита Штиглиц и Елена Лущеко. Внешний вид останется прежним, светильники в виде опор с шарами и решетки, установленные на эскалаторе, демонтируют и после реставрации вернут на место. Для новой, третьей, балюстрады изготовят еще один комплект «по историческим образцам», его отольют из алюминиевых сплавов и анодируют под золотистую бронзу. Изменится покрытие пола в эскалаторном зале. Изначально оно было асфальтовое, а в 1986 г. его сделали бетонным, с вкраплениями боя керамической плитки оранжевого цвета, что, по мнению экспертов, «не соответствует исторической цветовой гамме и разрушает целостность восприятия помещения». Проектом предусмотрена укладка серого гранита. Турникеты из эскалаторного зала перенесут в переходную камеру, где они размещались исторически. Подобное решение позволит поставить в эскалаторном зале подъемники для людей с ограниченными возможностями. Сроки выполнения этих работ пока окончательно не определены.

 

 

Своды станции

 

Своды станции

 

Своды станции

 

Своды станции

 

Своды станции

 

Своды станции

 

Своды станции

 

Своды станции

 

Своды станции

 

Своды станции

 

Своды станции

 

 

 

Своды станции

 

 

Пассажиры первых поездов до официального открытия.

 

Ведущий инженер-механик британских военно-морских сил Джон Бакнолл в ленинградском метро. 1966 год


 

Своды станции

 

1955 г.

 

 

1955 г.

 

1956 г. Выбрать любую
Из комплекта открыток «Ленинградский метрополитен им. В.И.Ленина». Фото Б.Уткина и Л.Зиверта

1956 г. Выбрать любую
Из комплекта открыток «Ленинградский метрополитен им. В.И.Ленина». Фото Б.Уткина и Л.Зиверта

1958 г.

 

 

1960 г.

 

 

1960 г.

 

1968 г.

 


 

 

1986 г.

 

 

1995 г.

 

 

 


2. Наземный вестибюль

Наземный вестибюль выполнен в виде полукруглого монументального трёхэтажного здания бежевого цвета с длинной колоннадой из высоких колонн с каннелюрами. Цоколь здания облицован блоками из необработанного гранита. (Архитекторы: А. М. Соколов, А. К. Андреев.) В этом же здании находится Управление Метрополитена. В верхнем вестибюле имеется круглый зал с высоким куполом, покрытый анодированными металлическими пластинами. Из зала идёт развилка, ведущая к двум разным наклонным ходам: один ведёт на платформу первой станции (Технологический институт-1), другой - на платформу второй станции (Технологический институт-2) построенной в 1961 году.

 

Наземный вестибюль метро на пересечении Загородного и Московского проспектов построен на месте снесенного трехэтажного доходного дома. Участок на Забалканском (так раньше назывался Московский проспект), 28, с 1840-х гг. принадлежал фридрихсгамскому купцу Николаю Максимовичу Рулеву (1816–1894), с 1895 г. — его вдове, Евдокии Ивановне Рулевой, затем до 1917 г. — его сыновьям, потомственным почетным гражданам купцам Владимиру и Петру Николаевичам Рулевым. На участке имелись угловой трехэтажный дом простой архитектуры с нижним торговым этажом, дворовые жилые и хозяйственные постройки. Дом Рулева снесли в 1952 г. для строительства наклонного хода станции метро. Но сильно сожалеть об этом не приходится, новое полукруглое монументальное трехэтажное здание бежевого цвета стало украшением Московского и Загородного проспектов. Высокий цокольный этаж выполнен из мощных необработанных рустованных блоков темно-красного гранита Токовского месторождения, декоративные окна закрыты красивыми решетками. Вход в вестибюль устроен со стороны Московского проспекта, выход — на Загородный проспект, они выполнены в виде огромных порталов из полированного гранита той же породы, органично вписавшихся в рустованный камень фасада. Стены второго и третьего этажей украшены сдвоенными дорическими колоннами с каннелюрами и отделаны желтым известняком. Интересно, что дома, в которых расположены вестибюли всех трех станций, находящихся на Загородном

проспекте, имеют непосредственное отношение к метрополитену: над станцией «Владимирская» разместился институт «Ленметропроект», у «Пушкинской» — «Метрострой», в здании станции «Технологический институт» находятся службы Петербургского метрополитена, а в соседнем доме — Управление метрополитена. На оформление станции, решенной с использованием мотивов ордерной архитектуры, повлияло близкое соседство здания Технологического института, получившего неоренессансный облик в процессе его перестройки в конце 1890-х гг. архитектором А.П. Максимовым. Наземный павильон станции «Технологический институт» построен по проекту архитекторов А.М. Соколова и А.К. Андреева. Александр Михайлович Соколов (1901–1984) — главный архитектор «Ленметропроекта», профессор Ленинградского инженерно-строительного института, декан градостроительного факультета. Автор проекта станции метро «Библиотека им. Ленина» в Москве и фундаментальных трудов по архитектуре: «Архитектура СССР», «Архитектура Ленинграда», «Строительство и архитектура Ленинграда». А.М. Соколов является автором множества статей и первых книг о ленинградском

метрополитене: «Путешествие под землей. Ленинградский метрополитен им. В.И. Ленина» (1956 г.) и «Станции ленинградского метро» (1957 г.). Александр Кузьмич Андреев (1913–2001) — заслуженный архитектор РСФСР, главный архитектор «Ленметропроекта». Являлся главным архитектором первой очереди ленинградского метрополитена, автор проектов станций «Технологический институт», «Кировский завод», «Площадь Ленина», «Парк Побе ды», «Московские ворота», «Невский проспект», «Гостиный двор», наземного вестибюля «Петроградской» со зданием Дома
 мод. Преподавал в Московском архитектурном институте, Ленин - градском инженерно-строительном институте, Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Кандидат искусствоведения, доктор архитектуры и строительных наук, академик. Автор исследований об Иване Иванове и о Николае Львове. Проект станции неоднократно менялся, и наземный вестибюль мог выглядеть совсем иначе. Стены намечалось облицевать гатчинским известняком, наличники порталов украсить чугунными литыми деталями. Сегодня стены и колонны шестиугольного кассового зала облицованы мрамором «коелга»,

высокий купол декорирован лепкой в виде своеобразной «чешуи». В первоначальном проекте предполагалось украсить стены скульптурными барельефами, символизирующими различные отрасли советской науки и культуры. Они явились бы началом развития основной темы торжества советской науки, заложенной в архитектурное оформление станции. В одной из арок кассового зала планировалось поместить огромное живописное панно с изображением Сталина. Вождь в светлом генеральском мундире стоит на вершине беломраморной лестницы, а к нему с распростертыми в радостном приветствии руками устремляются видные советские ученые. Вверху, на фризе под куполом, надпись: «Слава Сталину — великому зодчему коммунизма, корифею науки!». Сегодня вместо одной из арочных стен появился проход в эскалаторный зал станции «Технологический институт-2», слева — проход к эскалаторам станции «Технологический институт-1». Эскалаторный зал хотели украсить яшмовыми колоннами, между которыми поставить хрустальные канделябры и скульптуры основоположников отечественной науки. Но не получилось, зал облицевали искусственным мрамором красного цвета и украсили декоративным фризом с вентиляционными решетками из анодированного алюминия. Освещение с помощью люстры и бра. 12 ноября 2016 г. в кассовом зале станции метро «Технологический институт» состоялся небольшой концерт классической музыки. Пассажиры смогли насладиться произведениями Шуберта, Дворжака, Брамса, Бетховена, СоловьеваСедого, Андрея Петрова и других композиторов в исполнение музыкантов оркестра «КаминскийТриО». Мероприятие собрало несколько сотен слушателей, и есть надежда, что и в дальнейшем под землей будут проходить такие выступления по случаю крупных городских праздников и событий.

 

 

 

 

1955 г.

 

Своды станции

 

Своды станции

1957 г. Из книги "Ленинград. Планировка и застройка 1945-1957"

1956 г. Из комплекта открыток «Ленинградский метрополитен им. В.И.Ленина». Фото Б.Уткина и Л.Зиверта

1956 г. Из комплекта открыток «Ленинградский метрополитен им. В.И.Ленина». Фото Б.Уткина и Л.Зиверта

1956 г.

1955 г.

 

Портал наземного вестибюля, 1955 г.

 

1955 г.

 

Дом купцов Рулёвых, Московский проспект, д. 28/76. Снесён в 1952 году, и на его месте возведено новое здание в котором разместился вестибюль станции метро "Технологический институт". Фото 1949 года.

1959 г.

 

1960 г.

1963 г.

 

Комплект панорамных открыток с видами города. 1967 г.

1986 г.

1995 г.

 


3. Строительство станции и проекты

На закрытом конкурсе 1948 г. свои проекты подземного зала станции «Технологический институт» представили действительный член Академии архитектуры УССР Е.И. Катонин, архитекторы А.К. Барутчев и Я.О. Рубанчик, членкорреспондент Академии архитектуры СССР Б.Р. Рубаненко и архитектор Л.Г. Голубовский. Проект Рубаненко—Голубовского из-за обилия скульптуры напоминал музейный зал, вдоль стен на высоких квадратных пьедесталах стояли бюсты ученых. Городской архитектурный совет рекомендовал к дальнейшей разработке проект Е.И. Катонина «как дающий наиболее приемлемое решение». Чуть позднее, в 1949 г., по заданию «Ленметропроекта» проводится еще один тур закрытого конкурса. В результате бурного обсуждения результатов конкурсов жюри предложило к дальнейшей разработке проект А.М. Соколова и А.К. Андреева. Первоначально в состав авторов входила Раиса Константиновна Овчаренко, но в марте 1950 г. она ушла из «Ленметропроекта».

 

Строительство наклонного хода станции на месте снесённого дома Рулёвых. 1952 год.

Станция готова в конструкциях, ведётся подготовка к отделочным работам. 1954-1955 гг.

Тема оформления: станция должна была освещать развитие науки и техники, так как была расположена напротив одного их старейших высших технических учебных заведений в стране.

19. Авторы проекта наземного вестибюля: А.М. Соколов, А. К. Андреев. 1950-1952 год. Проект принят к осуществлению.

20. Авторы проекта наземного вестибюля: А.М. Соколов, А. К. Андреев. 1950-1952 год. Проект принят к осуществлению.

21. 

22. 1950 год, эскиз оформления торцевой стены станции. «мраморная скульптура великого вождя и вдохновителя всех наших побед товарища Сталина -  корифея самой передовой в мире советской науки». Как сообщалось, «корифей науки будет изображен в позе мыслителя»

23. 1950 год, другой вариант эскиза оформления торцевой стены станции.

 24. Авторы проекта: Соколов А.М., Андреев А.К. III закрытый конкурс на составление эскизных проектов. II вариант, 1949 год.

 

 


4. История и происхождение названия

Станция получила своё название по расположенному в непосредственной близости Санкт-Петербургскому государственному технологическому институту (техническому университету) СПбГТИ (ТУ), - одного из старейших вузов России, готовящий специалистов в области химии, химической технологии, биотехнологии, нанотехнологии, механики, информационных технологий, управления и экономики.

Технологический институт основан в 1828 году, в первые годы царствования Императора Николая I как Практический технологический институт. Институт был закрытым учебным заведением, рассчитанным всего на 132 казенных воспитанника, но разрешалось принимать платных пансионеров. Будущие специалисты "для управления фабриками или отдельными частями оных" освобождались от платы за учебу. Высшее техническое образование разделялось тогда только на два отделения: механическое и химическое.

Поступать на государственную службу и получать чины выпускники права не имели. Статус высшего учебного заведения институт приобрел в 1862 году.

В 1930 году состоялась реорганизация высшей школы, и институт объединил многие химические факультеты и кафедры других вузов и стал называться - Ленинградский Краснознаменный химико-технологический институт. В Технологическом институте были созданы первые в стране кафедры "Синтетического Каучука", "Технологии пластмасс" и "Технологии стекла". В институте проводились уникальные разработки по художественному стеклу, покрытиям для иллюминаторов космических кораблей; разрабатывалась технология первого советского алюминия; получали первые блоки лабораторного и промышленного синтетического каучука; разработки для медицины.

В послевоенное время ВУЗ стал именоваться Ленинградским Технологическим институтом имени Ленсовета. C 1991 года ВУЗ носит современное название.

Источники: 
1) А. Жданов. "Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции", 2017 г.
2) А.П. Сапаров, Е.П. Серебровская, "Ленинградский метрополитен", 1956 г.
3) А.М. Соколов, "Ленинградское метро", 1957 г.
4) "Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения", 2005
5) "Петербургский метрополитен: из прошлого в будущее" ГМИ СПб, 2013
6) Шавель Ю.В., Графов Д.Ю. "Петербургский метрополитен - 60", 2015
7) Архив Сергея Бабушкина

Рубрика: 

Город: 

Санкт-Петербург

·  На главную страницу города  ·  История метрополитена  ·  Перспективы метрополитена  ·  Репортажи со станций  ·
·  Летопись  ·  Путешествие по станциямМ1  ·  М2  ·  М3  ·  М4  ·  М5  ·
  ·  Подвижной состав  ·  Оплата проезда  ·  Схемы  ·  Звуки метро  ·  Видео о метро  ·

• М1 • Кировско-Выборгская линия • М1 •

·  Девяткино  ·  Гражданский проспект  ·  Академическая  ·  Политехническая  ·  
·  Площадь Мужества  ·  Лесная  ·
  Выборгская  ·  Площадь Ленина  ·  Чернышевская  ·
·  Площадь Восстания  ·  Владимирская  ·  Пушкинская  ·  Технологический институт  ·  Балтийская  ·
·  Нарвская  ·  Кировский завод  ·  Автово  ·  Ленинский проспект  ·  Проспект Ветеранов  ·
 

 

    LiveInternet: показано число просмотров за 24+ часа, посетителей за 24 часа и за сегодня  Яндекс.Метрика