Санкт-Петербург

·  На главную страницу города  ·  История метрополитена  ·  Перспективы метрополитена  ·  Репортажи со станций  ·
·  Летопись  ·  Путешествие по станциямМ1  ·  М2  ·  М3  ·  М4  ·  М5  ·
  ·  Подвижной состав  ·  Оплата проезда  ·  Схемы  ·  Звуки метро  ·  Видео о метро  ·

• М1 • Кировско-Выборгская линия • М1 •

·  Девяткино  ·  Гражданский проспект  ·  Академическая  ·  Политехническая  ·  
·  Площадь Мужества  ·  Лесная  ·
  Выборгская  ·  Площадь Ленина  ·  Чернышевская  ·
·  Площадь Восстания  ·  Владимирская  ·  Пушкинская  ·  Технологический институт  ·  Балтийская  ·
·  Нарвская  ·  Кировский завод  ·  Автово  ·  Ленинский проспект  ·  Проспект Ветеранов  ·
 

Станция «Балтийская»


Дата открытия: 15 ноября 1955 года
Архитекторы станции:
М. К. Бенуа, А. И. Кубасов, Ф. Ф. Олейник
Инженер-конструктор:
С. М. Эпштейн
Скульпторы: В. В. Исаева, А. А. Стрекавин, А. Н. Черницкий, Р. К. Таурит и А. Г. Овсянников
Художники:
Г. И. Рублёв и И. Г. Рублёв
Тип станции:
колонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения: 57 метров
Проектное название: «Балтийский вокзал»


1. Описание станции
2. Наземный вестибюль
3. Проекты и строительство
4. История и происхождение названия


1. Описание станции

Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди Ленинградского метрополитена «Автово» - «Площадь Восстания» (7 станций, 10,8 км), расположена на Кировско-Выборгской линии (М1) между станциями «Технологический институт» и «Нарвская».


Станция расположена на южной окраине центра города в Адмиралтейском районе. У станции один выход, который ведёт в наземный вестибюль расположенный рядом с Балтийским вокзалом на площади Балтийского вокзала. Со станцией он соединён наклонным ходом с трёмя лентами эскалаторов выходящих в юго-западный торец. Из самого вестибюля два выхода, один из которых ведёт непосредственно в кассовый зал Балтийского вокзала, второй ведёт на площадь Балтийского вокзала, к Библиотечному переулку, набережной Обводного канала и Митрофаньевскому шоссе. Рядом со станцией находятся непосредственно сам Балтийский вокзал, торгово-развлекательный комплекс «Варшавский экспресс», расположенный в здании бывшего Варшавского вокзала и музей железных дорог России.

В будущем у станции «Балтийская» планируется построить второй выход, который будет расположен на участке южнее пересечения набережной Обводного канала и Варшавского проезда,  в непосредственной близости от бывшего Варшавского вокзала. Новый выход будет начинаться из северо-восточного торца станции, в котором сейчас установлено декоративное мозаичное панно «1917 год», которое планируется переместить на стену перехода, как на «Площади Александра Невского».

Тема архитектурно-художественное оформления станции: «СССР - великая морская держава». Создателям станции удалось оформление подземного зала, в котором ощущается морской простор суровой Балтики. Оформление станции менее помпезное чем у других станций первой очереди, основная тема решается преимущественно средствами архитектуры, здесь нет скульптур и минимум декоративных деталей.

Своды станции опираются на два ряда тяжёлых дорических каннелированных полуколонн, облицованных серо-голубым уфалейским мрамором Нижне-Шелеинского месторождения из Челябинской области. 

Этим же голубовато-серым камнем с тёмными и светлыми прожилками облицованы и стены станции. По задумке архитекторов, такое сочетание цветов напоминает свинцовые воды Балтийского моря.

  Уфалейское (Нижне-Шелеинское) месторождение расположено в 7–8 км к юго-востоку от уральского города Верхний Уфалей и славится своими мраморами от светло-серого до темно-серого с полосчатым распределением пигмента, богатых полутонами и плавными переходами часто волнистого характера. Многие станции российских метрополитенов облицованы именно уфалейским мрамором.

 Серый, с чётким рисунком мрамор раскрывает замысел станции, а побелка и закарнизная подсветка свода снизу делают его лёгким и воздушным.

В отличии от многих других станций, ребристый свод «Балтийской» окаймлён двумя зигзагообразными лентами, окрашенными в бледно-голубой цвет.

Свет растекаясь по этим лентам визуально увеличивает пространство.

По задумке авторов, эти ленты напоминают вздувшийся парус, подчёркивая "морскую" тематику оформления станции.

Рисунок свода повторяет очертания арок зрительно увеличивая их в объёме.

Примечательно, что изначально "волны" паруса были выкрашены в синий и жёлтый цвета. Позже, было решено их перекрасить в едва заметный голубой цвет. Фото 1956 года.

Сейчас, как видно, только верхняя лента частично сохранила свой цвет, нижняя окрашена в белый.

Завершает художественное оформление центрального зала прямоугольное мозаичное панно «1917 год» с полукруглым завершением, расположенное в торце станции.  Авторы панно - Г. И. Рублёв и И. Г. Рублёв. 

Оно выполнено в технике флорентийской мозаики и изображает революционных балтийских матросов, которые вместе с рабочими и солдатами идут на штурм Зимнего дворца. В кадре видны следы утраченных светильников-бра, места посадки которых заделаны более тёмными вставками из другого камня (светильники видны на предыдущем и следующих фотографиях).

В центре композиции - группа из четырёх человек, стоящая на пьедестале: комиссар в кожаной тужурке левой рукой сжимает знамя, а правой показывает куда-то в сторону особняка Румянцева на Английской набережной, у его ног пулемет. Слева от комиссара два матроса, справа - солдат с ружьём. За ними солдаты, идущие строем по набережной в сторону Зимнего дворца. Фото 1955 года.

На заднем плане - силуэт крейсера «Аврора» с дымящими трубами и включённым прожектором. Справа Николаевский (позже - Лейтенанта Шмидта, ныне - Благовещенский) мост, за которым угадывается здание Академии художеств. По сторонам от пьедестала надпись «1917 год». Фото 1956 года.

В левом нижнем углу подпись: «выполнено Ленинградским высшим художественно-промышленным училищем им. В.И. Мухиной».

К панно стоит присмотреться, оно уникально. Обычно мозаику изготавливают из смальты, но тут особый случай, картина выложена из кусочков мрамора и цветных камней.

Такую технику мозаики называют «пластинчатой», или «флорентийской», в России она применялась редко. Фото 1959 года.

Отец и сын Рублёвы фактически воскресили технику старых итальянских мастеров. Молодой художник И.Г. Рублёв почти всё лето провел в цехах Московского мраморного завода, в груде мрамора или яшмы отыскивая камень нужного оттенка и тут же отдавая на машину вырубать из них кусочки требуемого размера.

Московский художник Георгий Иосифович Рублёв (1902–1975) учился на монументальном отделении живописного факультета Высших художественно-технических мастерских. Преподавал в Высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной в Ленинграде. Автор монументальных росписей «с безоблачно счастливыми советскими людьми в безоблачных небесах» в Доме культуры Московского метрополитена, клубе им. Ф.Э. Дзержинского МВД СССР, на станции метро «Серпуховская».

В 1930-е гг. написал картину «Сталин». «По обличительной силе, - пишет искусствовед Е. Громов, - этот портрет Сталина сопоставим только с известным стихотворением О. Мандельштама... В фигуре вождя чудится что-то дьявольское, он так же страшен, коварен, злобен». Но, по воспоминаниям его сына, Рублёв не собирался создавать сатирическое произведение, таким оно получилось помимо воли автора. Портрет найден в старых холстах художника после его смерти. Сын Георгия Иосифовича, Игорь Георгиевич Рублёв (1925–2010), в 1942 г. призывается на фронт. Войну закончил старшим сержантом технической службы 761-й истребительного Полоцкого орденов Суворова и Кутузова авиационного полка. Замечательный иллюстратор детских книг.

Панно в 1995 году.

По первоначальным планам, панно планировалось несколько иным. На нём хотели изобразить Сталина в окружении моряков-балтийцев и карту местности с целью показать часть Балтийского моря у Ленинграда. Ещё об одном замысле рассказал в 1950 г. корреспонденту газеты «Ленинградский метрополитен» архитектор М.К. Бенуа: «Торцевая стена центрального зала станции будет представлять собой карту Балтийского моря, выполненную из мрамора. Карта послужит фоном для бюста товарища Сталина, с чьим именем связаны развитие и боевые успехи военно-морских сил нашей Родины».

Также при спуске в эскалаторном зале планировалось установить памятник Сталину на фоне картины «Крейсер Аврора». Но время внесло свои коррективы, станцию открыли уже после смерти Сталина, за два года до развенчания его культа личности. Подробнее об этом ниже, в разделе Проекты.

Пол станции выложен из полированного тёмно-серого и светло-серого украинского гранита.

В 2007-2008 годах асфальтовое покрытие на платформах также заменили на гранит. На фото станция без нынешней навигации.

И с современной навигацией.

Если освещение центрального зала было изначально закарнизным, то платформенный зал изначально освещался массивными люстрами. К сожалению, в 1970-е годы они были демонтированы и сейчас платформы освещаются обычными люминесцентными лампами установленными над карнизом в линию.

Фото платформенного зала станции 1955 года. Тут мы можем видеть демонтированные люстры напоминающие иллюминаторы.

Путевые стены также облицованы серым уфалейским мрамором.

Цоколь путевых стен облицован чёрным мрамором «Коркодино», добываемого на Среднем Урале на Коркодинском руднике также близ города Верхний Уфалей.

На путевых стенах имеются четыре двери кабельных шкафов, решённых в духе общей морской тематики станции. Фото 1955 года.

Двери выполнены в виде декоративных решёток из анодированного алюминия. В центре - композиция из якоря и лаврового венка с четырёхлистником. По периметру - орнамент типа «меандр», по углам - розетки с растительным рельефом.

По другой информации, путевые стены облицованы прохорово-баландинским мрамором. Но дело в том, что прохорово-баландинский мрамор имеет более светлый оттенок. В связи с чем, данная информация является неверной.

Станция в 1968 году. Цветного свода уже нет.

Вид на центральный зал из натяжной камеры. 1960 год.

Стены нижней натяжной камеры, соединяющей центральный зал станции с наклонным ходом, оформлены армянским мрамором «Хорвираб», чёрным с белыми и жёлтыми кальцитовыми прожилками. В этой же части на стенах имеются две большие решётки, декорированные в центре композицией из якоря и лаврового венка с четырёхлистником.

Также стены натяжной камеры украшают шесть вентиляционных решеток круглой формы, ажурных, с орнаментом из остролистников. Ещё четыре подобные решётки находятся в противоположном конце зала, у торцевой стены.

Освещается это пространство стеклянным светильником установленным на карнизе. Подобные стекла впоследствии были применены в боковых залах станции "Площадь Ленина" в 1958 году и на станции "Парк Победы" в 1961 году.

Вид станции в первые дни работы. 1955 год.

Станция в 1959 году.

Воды и волны Балтики.

Станция в 1986 году.

Станция в конце 2000-х.


2. Наземный вестибюль


Вестибюль станции расположенный на углу Митрофаньевского шоссе на площади  Балтийского вокзала, пристроен к восточному боковому флигелю Балтийского вокзала, который обращён 6-колонным портиком-лоджией к привокзальной площади. Чтобы объединить два разных здания: вестибюль и  вокзал, оба здания покрасили в один тон. В верхнем вестибюле, в нише за колоннадой со стороны улицы над входными дверями разместили пять барельефов русских флотоводцев адмиралов: Федора Ушакова, Михаила Лазарева, Владимира Корнилова, Павла Нахимова и Степана Макарова. Эти портреты создали скульпторы А. Г. Овсянников, Р. К. Таурит, А. Н. Черницкий, А. А. Стрекавин и В. В. Исаева.

Официальный адрес павильона - набережная Обводного канала, дом 120А, но расположен он в некотором отдалении от самого канала, за небольшим сквером, в котором в ноябре 1949 года установили памятник Сталину. Вождь стоял на пятиметровом постаменте, правую руку он заложил за обшлаг шинели, а в левой, закинутой за спину, почему-то держал какой-то свиток, напоминающий подзорную трубу. В 1961 году статую убрали, и теперь на этом месте не слишком выразительный гранитный памятник Народным ополченцам Ленинского района Ленинграда.

Площадь у Балтийского вокзала до постройки метро. На постаменте - скульптура И.В. Сталина. 1949 год.

Здание Балтийского вокзала, к которому примыкает павильон метрополитена, построено в 1855–1858 гг. архитектором А.И. Кракау. Прототипом строения стал Восточный вокзал в Париже, но Александр Кракау творчески переработал проект. По бокам основного корпуса располагались двухэтажные боковые флигели с ризалитами, причём левый флигель предназначался исключительно для императорской семьи.

Интересно, что в 2010 году Балтийский вокзал стал побратимом с крупнейшим вокзалом Франции Сен-Лазар. Первоначально вокзал именовался Петергофским и только с декабря 1872 года, когда в столицу из Ревеля (Таллина) прибыл первый поезд, стал Балтийским.

Павильон метро пристроен непосредственно к восточному флигелю вокзала, где когда-то находились царские комнаты, закрыв собой несколько витражей светового зала.

Новая пристройка исказила первоначальный вид вокзала, и, чтобы как-то исправить положение, авторы предлагали построить точно такой же павильон с другой стороны здания и перевести туда ресторан и ряд других помещений, но этот вариант в те годы не осуществили.

В те годы начиналась кампания «борьбы с излишествами», и из проекта вычеркнули не только второй павильон, но и барельефы на боковом фасаде со стороны Митрофаньевского шоссе, в результате чего он выглядит немного пустым и недоделанным. На фото - вестибюль станции в первые дни работы. 1955 год.

Чтобы как-нибудь вписать вестибюль метрополитена с вокзалом, оба здания покрасили одним цветом. Впоследствии исторический колер Балтийского вокзала восстановили. Предложения построить западный павильон раздаются до сих пор, но вряд ли это исправит положение. Тяжеловесный классический портик вестибюля плохо сочетается с ренессансным зданием вокзала. Восточная стена вдоль Митрофаньевского шоссе не столь богато украшена, там можно видеть, что здание трёхэтажное, первый этаж - с прямоугольными окнами, второй - с небольшими квадратными, и третий - с полукруглыми. Фото: март 1962 года.

Северный фасад станции «Балтийская», где расположен вход в метро, украшен шестью колоннами. Такие же колонны имеются и на противоположном, южном, фасаде вестибюля, который обычно не видят пассажиры. Но здесь уже не шесть, а восемь колонн. Имеются два входа, фланкированные колоннами. Фото 1956 года.

Между полукруглыми окнами северного и южного фасадов лепные барельефы с изображением символики различных сил Военно-морского флота (штурвал, перекрещенные пушки, торпеды и т. п.) на фоне якоря и расходящихся знамён. Фото 1958 года.

Над входными дверями за колоннадой барельефы, изображающие великих русских адмиралов и флотоводцев: Ф.Ф. Ушакова, В.А. Корнилова, М.П. Лазарева, С.О. Макарова
и П.С. Нахимова. Фото
1960 года.

Может возникнуть сомнение в уместности помещения на станции, посвященной Балтике, портретов адмиралов, героев морских сражений на Чёрном и Средиземном морях. Но стоит вспомнить, что Фёдор Ушаков, Михаил Лазарев, Павел Нахимов, Владимир Корнилов и Степан Макаров всегда считали себя балтийцами. На фото вестибюль в 1995 году.

Рассмотрим подробнее барельефы флотоводцев, следуя слева направо:

1. Фёдор Фёдорович Ушаков (1745-1817) - русский флотоводец, адмирал, командующий Черноморским флотом и российскими военно-морскими силами в Средиземном море. В боях не потерял ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен. В 2001 г. Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков.

Автор барельефа Ушакова - Вера Васильевна Исаева (1898–1960), родилась в Кронштадте. Окончила Ленинградский высший художественно-технический институт, работала в станковой и монументальной скульптуре. В творческом содружестве с молодым скульптором Р.К. Тауритом создала мастерскую. Всю блокаду Вера Васильевна провела в Ленинграде, участвовала в оборонительных работах, дежурила в команде МПВО. В тяжелейших условиях занималась творческой деятельностью, работала над скульптурными агитплакатами, создавала портреты моряков, солдат, партизан. Самое крупное произведение В.В. Исаевой (совместно со скульптором Р.К. Тауритом) - монументальная статуя Матери-Родины для мемориального ансамбля Пискарёвского кладбища в Ленинграде, где находятся братские могилы ленинградцев.

9 мая 1960 года состоялось торжественное открытие памятника, но на открытии среди авторов Веры Васильевны не было, она умерла за три недели до этого, 19 апреля 1960 года. Не успела она завершить еще один памятник - Максиму Горькому на Кронверкском проспекте (бывший проспект Максима Горького). Эту задачу после смерти Исаевой, по воле автора, осуществил скульптор М.Р. Габе.

2. Михаил Петрович Лазарев (1788-1851) -русский флотоводец и мореплаватель, адмирал, командующий Черноморским флотом и первооткрыватель Антарктиды.

Автор барельефа Лазарева - Александр Алексеевич Стрекавин (1899-1980). С 1917 по 1923 год служил на флоте, куда поступил добровольцем, воевал в десантных отрядах. Окончил скульптурный факультет Всероссийской Академии художеств. Для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве совместно со скульптором Р.Н. Будиловым в 1939 году создал тринадцатиметровую скульптуру, изображающую тракториста и колхозницу, поднявших над головами сноп пшеницы. Скульптура, первоначально установленная на колонне у Главного павильона, стала эмблемой ВСХВ.

В годы Великой Отечественной войны, находясь в блокадном Ленинграде, принимал активное участие в маскировочных мероприятиях, работал в бригаде скульпторов, работавших над рельефными агитплакатами. Совместно с В.В. Исаевой и другими скульпторами создал скульптурное панно «За Родину!», установленное на Невском проспекте, в районе Государственной публичной библиотеки.

3. Владимир Алексеевич Корнилов (1806-1854) — вице-адмирал русского флота, герой Крымской войны. Корнилов организовал оборону Севастополя, где особо ярко проявился его талант как военного руководителя. По праву считается основоположником позиционных методов ведения войны (непрерывные вылазки обороняющихся, ночные поиски, минная война, тесное огневое взаимодействие кораблей и крепостной артиллерии). В.А. Корнилов погиб на Малаховом кургане во время первой бомбардировки города англо-французскими войсками.

Автор барельефа Корнилова - Александр Николаевич Черницкий (1918-2010), заслуженный художник Российской Федерации. Награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В 1948 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств. Дипломной работой стал портрет Д.Д. Шостаковича, в 1997 году отлитый в бронзе и установленный возле дома, где жил композитор (Кронверкская ул., 29/37). Черницкий - автор многих мемориалов: памятник погибшим воинам на территории Ленинградского мясокомбината, погибшим войнам в Старой Руссе, погибшим воинам в Афганистане в городе Пикалёво Ленинградской области. Работал в области парковой скульптуры: парк в городе Светогорске Ленинградской области и Муринский парк в Петербурге.

4. Павел Степанович Нахимов (1802–1855) - русский флотоводец, адмирал. Во время Крымской войны, командуя эскадрой Черноморского флота, разгромил главные силы турецкого флота в Синопском сражении. В 1855 году назначен командиром Севастопольского порта и временным военным губернатором. Руководил обороной города, но во время одного из объездов передовых укреплений был смертельно ранен пулей в голову на Малаховом кургане.

Автор барельефа Нахимова - Роберт Карлович Таурит (1906-1969), создатель портрета академика Фаворского на станции метро «Технологический институт».

5. Степан Осипович Макаров (1848-1904) - российский военно-морской деятель, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал. Во время Русско-турецкой войны одним из первых в мире успешно применил торпедное оружие, изобретатель минного транспорта, разработчик теории непотопляемости, пионер использования ледоколов, создатель русской семафорной азбуки. Погиб во время Русско-японской войны.

Автор барельефа Макарова - Александр Григорьевич Овсянников (1913–1993). Создал памятники В.И. Ленину в Луге и героям-партизанам в Кингисеппе (совместно со скульптором А.Г. Черниенко). Участвовал в оформлении павильона «Ленинград» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве, станций «Балтийская» и «Нарвская» ленинградского метрополитена.

В 2016 году проводился капитальный реставрационный ремонт фасада вестибюля станции метрополитена «Балтийская», в ходе которого штукатурку отчистили от грязи и старой краски, восстановили недостающие фрагменты, отреставрировали решётки, ограды, ворота и калитки, по старым образцам воссоздали дубовые оконные и дверные коробки.

Стены кассового зала станции облицованы серым уфалейским мрамором, потолочный свод выполнен в виде кессонов, украшенных розетками с цветами.

Первоначально, вестибюль освещала массивная люстра, которая позже была демонтирована. Фото 1955 года.

Вентиляционные решётки декорированы кованой композицией из якоря и лаврового венка с четырёхлистником, как и на путевой стене станции.

В люнете восточной торцевой стены расположен гипсовый горельеф в виде композиции, в центре которой, в лавровом венке, рельеф в виде серпа и молота, от которого расходятся знамёна.

 В западном люнете - горельеф, в центре которого, в лавровом венке, медаль «За оборону Ленинграда», от которой также расходятся знамёна.

Над эскалатором установлен барельеф, в центре которого изображен орден Красного Знамени на фоне якоря и расходящихся знамен. Фото 1955 года.

Следует напомнить, что орден Красного Знамени - первый из всех советских орденов и, до учреждения ордена Ленина, высший орден Советского Союза. Появление этого ордена на станции неслучайно: Балтийский флот награжден орденом Красного Знамени в 1928 году, ещё один такой орден Балтийский флот получил к 20-летию Великой Победы в 1965 году. Остается добавить, что орденом Красного Знамени Санкт-Петербург (тогда - Петроград) был награжден ещё в 1919 году. 

Оформление эскалаторного зала могло оказаться иным. На панно первоначально хотели изобразить Сталина в окружении моряков-балтийцев, а на стенах установить мраморные доски  с приказами Верховного Главнокомандующего. Фото: И. Баранова, В. Капустина, 1962 год.

Интересно, что на ордене изображена перевернутая пятиконечная звезда, два луча которой прикрыты знаменем.

Вдоль стен эскалаторного зала установлены торшеры в виде колонн черного с прожилками мрамора, декорированные бронзовым якорем, в верхней части - ободок с рельефом из листьев лавра с опорами, поддерживающими лавровый венок.

Бронзовый якорь на ножке светильника.

Плафон круглой формы с гравированным растительным орнаментом и бронзовым ободом по периметру.


3. Строительство станции и проекты

На первом конкурсе предварительных проектов подземного зала станции «Балтийская», проведённом в конце 1946 года среди архитекторов треста «Ленпроект», первую премию получил проект архитектора И.М. Чайко, вторую - проект М.Е. Русакова и Н.М. Назарьина. Отмечалось, что, хотя проекты и выполнены на высоком профессиональном уровне, они только интерпретируют мотивы станций Московского метрополитена.
 

Проект станции выполненный архитектором И.М. Чайко. 1946 год. 1 тур конкурса.

Проект станции выполненный архитектором И.М. Чайко. 1946 год. 1 тур конкурса.

Весной 1947 года Ленинградское отделение Союза советских архитекторов провело второй открытый конкурс на архитектурное оформление станции «Балтийская», собравший большое количество проектов, представленных архитекторами Москвы, Ленинграда и других городов. Перед началом конкурса стало известно, что в оформлении станции должна господствовать морская тематика, учитывая расположение Ленинграда на побережье Финского залива Балтийского моря. Станция также посвящалась Балтийскому военно-морскому флоту, портам Советской Балтики.

Рассмотрев представленные материалы, жюри открытого конкурса рекомендовало следующие проекты: архитектора Матвеева (Москва, 1-я премия), архитектора Кирхоглани (2-я премия), архитекторов Бенуа и Кубасова (3-я премия), архитекторов Иогансена и Петрова (4-я премия), архитектора Прибульского (4-я премия).

Проект станции выполненный архитектором С.М. Матвеевым. 1947 год. 1-е место. 2 тур конкурса.

Проект станции выполненный архитектором В.Д. Кирхоглани. 1947 год. 2-я премия. 2 тур конкурса.

Оценивая проект Бенуа и Кубасова, жюри отмечало его большие потенциальные возможности, особо выделяя интересное решение свода центрального зала.

Позже, в 1949 году, по заданию «Ленметропроекта» провели ещё один тур среди наиболее зарекомендовавших себя в проектировании метро архитекторов, которые представили 23 проекта. В результате бурного обсуждения результатов ленинградская архитектурная общественность предложила к дальнейшей разработке проект М.К. Бенуа, А.И. Кубасова, Ф.Ф. Олейника. Эти же архитекторы стали авторами и наземного вестибюля. Инженерную часть поручили С.М. Эпштейну.

В «Архитектурном путеводителе по Ленинграду» 1971 года под редакцией В.И. Пилявского среди авторов «Балтийской» называется еще и архитектор М.К. Веща.

Принятый к осуществлению проект М.К. Бенуа, А.И. Кубасов, Ф.Ф. Олейник. 1949 год. 3 тур конкурса.

Как говорилось выше и видно на изображении, проект станции был в итоге реализован с изменениями, которые были незначительными. На своде предполагался орнамент, изображающий наиболее знаменательные события из истории России, связанные с Балтийским морем и Балтийским флотом. Голубая, золотая и красная майолика рисунка соответствовала основным расцветкам военно-морского флага СССР. Боковые тоннели хотели отделать глазурованными плитками в форме чешуи. Но от этого пришлось отказаться, как и от лепнины на парусах свода.

В газетах сообщалось, что строительство станции «обошлось государству почти на полмиллиона рублей дешевле, чем предполагалось по смете».

Панно в торце станции также планировалось несколько иным. На нём хотели изобразить либо Сталина в окружении моряков-балтийцев, а на стенах установить мраморные доски с приказами Верховного Главнокомандующего. либо карту местности с целью показать часть Балтийского моря у Ленинграда (как мы и видим на изображении). Ещё об одном замысле рассказал в 1950 г. корреспонденту газеты «Ленинградский метрополитен» архитектор М.К. Бенуа: «Торцевая стена центрального зала станции будет представлять собой карту Балтийского моря, выполненную из мрамора. Карта послужит фоном для бюста товарища Сталина, с чьим именем связаны развитие и боевые успехи военно-морских сил нашей Родины».

Принятый к реализации проект интерьера наземного вестибюля: М.К. Бенуа, А.И. Кубасов, Ф.Ф. Олейник. 1949 год.

Также как и станция, проект впоследствии претерпел некоторые изменения. Так, при спуске в эскалаторном зале планировалось установить памятник Сталину на фоне картины «Крейсер Аврора».

Принятый к исполнению с незначительными изменениями проект наземного вестибюля.

Анатолий Иванович Кубасов (1909–1988) окончил архитектурный факультет Всероссийской Академии художеств. Работал в мастерской № 5 института «Ленпроект», возглавляемой Е.А. Левинсоном и И.И. Фоминым. В декабре 1955 года за разработку проектов станций первой очереди Ленинградского метро А.И. Кубасов удостоен ордена Трудового Красного Проект станции «Балтийская» В.Д. Кирхоглани. Впоследствии - преподаватель архитектурного факультета ЛИСИ.

Михаил Константинович Бенуа (1912-1955) - правнук знаменитого архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. Его дед гардемарином в составе русской эскадры совершил кругосветное путешествие, а отец, капитан 1-го ранга, преподавал в Высшем военно-морском училище им. М.В. Фрунзе. В 1938 году Михаил Константинович с отличием защищает дипломный проект в Академии художеств и сразу же зачисляется в аспирантуру.

В первые дни войны М.К. Бенуа руководит работами по маскировке Балтийского судостроительного завода, а 5 июля 1941 года вместе со своими друзьями-аспирантами В.Д. Кирхоглани и П.Я. Мильштейном записывается добровольцем в ряды народного ополчения. Принимает участие в боях под Гатчиной, а затем командируется в инженерный отдел штаба 55-й армии, размещавшейся в селе Рыбацком. В 1943 году в письме своему другу архитектору Б.Н. Журавлеву сообщает о замысле триумфальной арки для встречи в Ленинграде Красной армии-победительницы. Боевые заслуги архитектора отмечены орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».

После демобилизации в 1945 году М.К. Бенуа начинает работать в мастерской № 5 треста «Ленпроект». Сбылась его фронтовая мечта, он принимает участие в проектировании и возведении временных триумфальных арок Победы. Совместно с И.И. Фоминым разрабатывает проект застройки площади у Большеохтинского моста. Михаил Константинович - автор проектов жилых домов на Суворовском проспекте, улицах Бонч-Бруевича, Тульской, Новгородской. Жизнь талантливого мастера оборвалась 3 марта 1955 года, тяготы войны и блокады подточили его здоровье.

Федор Федорович Олейник (1902-1954), будучи ещё студентом Академии художеств, делает многочисленные зарисовки и архитектурные обмеры Павловского дворца, тщательно изучает художественные приёмы талантливых строителей прошлого. Перед войной защищает докторскую диссертацию о конструкциях дворца. Когда началась война, Олейника направляют на Ленинградский фронт, в Управление военно-оборонительного строительства, в качестве инженера-фортификатора и инженера-маскировщика. А когда сняли блокаду Ленинграда, А.И. Зеленова, легендарный директор Павловского дворца, добилась, чтобы Федора Олейника, хорошо знавшего Павловск, отозвали с фронта. Предстояло восстанавливать разрушенный войной Павловский дворец, и командование штаба фронта отпускает архитектора в Павловск.

После войны Федор Федорович Олейник становится главным архитектором восстановления Большого Павловского дворца. Десять лет работает в Павловске, возрождая дворец, просиживая ночами над чертежами, проектами. С утра до вечера, невзирая на опасности и неразорвавшиеся мины, он собирает вокруг разрушенного дворца всё, что осталось от каминов, мебели, штукатурки. При составлении проекта восстановления дворца используются сохраненные в его семье за время войны все зарисовки и обмеры архитектурных конструкций.

Помимо Павловска, архитектор находит время для работы над проектом станции метро «Балтийская», участвует в восстановлении Константиновского дворца в Стрельне. Однажды к отцу на работу приехал 15-летний сын. Подражая отцу, мальчик собирал остатки дворца и подорвался на мине. Отец очень тяжело переживал гибель сына. В ноябре 1955 г. на открытии станции «Балтийская» присутствовал только А.И. Кубасов, двое из этой талантливой группы - Бенуа и Олейник не дожили до этого торжественного момента.


4. История и происхождение названия

Станция получила своё название по расположенному рядом Балтийскому вокзалу. Проектное название станции так и звучало - «Балтийский вокзал». Но позже его решили сократить.

Первоначально вокзал назывался Петергофским, он был сооружён в 1855-1858 годах по проекту архитектора А. И. Кракау. За основу был взят значительно переработанный проект Восточного вокзала в Париже. К основному вокзальному зданию было пристроено два боковых флигеля, в одном из которых располагались служебные помещения, кассы и отделение для багажа, а в другом - комнаты для императорской семьи, полностью изолированные от остальных помещений вокзала.

Фасад Петергофского вокзала был украшен большим полукруглым витражом, в который вставили часы фирмы «Буре», которые работают по настоящее время. Императорские помещения на вокзале были необходимы потому, что с этого вокзала часто ездили в свою петергофскую резиденцию Николай I и Александр II. Позже железнодорожную линию продлили  до Ораниенбаума, а ещё позже соединили с другим железнодорожным ходом, соединявшего Гатчину с прибалтийскими городами Нарвой и Ревелем (Таллин). После этого Петергофский вокзал был переименован в Балтийский.

Уже в советские годы облик Балтийского вокзала немного изменился: вместо двух входов в боковые флигели был сделан большой центральный вход. Это изменение, впрочем, было не последним. После Великой Отечественной войны, когда началось строительство вестибюля станции метрополитена, как уже говорилось выше, в архитектуре исторического здания вокзала была нарушена симметрия.

Не так далеко от станции метро находится еще один железнодорожный вокзал - Варшавский, но с 2001 года  движение поездов с него не осуществляется. Это был третий по счёту вокзал в городе. Вплоть до 2003 года в поездах метро звучало объявление: "Станция «Балтийская». Балтийский и Варшавский вокзалы." По указу Николая I после строительства Витебского вокзала был разработан проект строительства железнодорожных линий в сторону европейских столиц, первой из которых была Варшава. Долгое время Варшавский был единственным международным вокзалом России. После закрытия вокзала на подъездных путях был открыт музей железнодорожной техники (филиал Центрального музея Октябрьской железной дороги), в настоящее время он закрыт и на его месте возводятся жилые и офисные здания. Коллекция музея перенесена в новое здание музея железных дорог России, расположенное рядом с Балтийским вокзалом в старом паровозном депо, которое было специально реконструировано под музей. В здании самого бывшего Варшавского вокзала сейчас расположен торгово-развлекательный центр «Варшавский экспресс».

Источники: 
1) А. Жданов. "Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции", 2017 г.
2) А.П. Сапаров, Е.П. Серебровская, "Ленинградский метрополитен", 1956 г.
3) А.М. Соколов, "Ленинградское метро", 1957 г.
4) "Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения", 2005
5) "Петербургский метрополитен: из прошлого в будущее" ГМИ СПб, 2013
6) Шавель Ю.В., Графов Д.Ю. "Петербургский метрополитен - 60", 2015
7) Архив Сергея Бабушкина

Рубрика: 

Город: 

Санкт-Петербург

·  На главную страницу города  ·  История метрополитена  ·  Перспективы метрополитена  ·  Репортажи со станций  ·
·  Летопись  ·  Путешествие по станциямМ1  ·  М2  ·  М3  ·  М4  ·  М5  ·
  ·  Подвижной состав  ·  Оплата проезда  ·  Схемы  ·  Звуки метро  ·  Видео о метро  ·

• М1 • Кировско-Выборгская линия • М1 •

·  Девяткино  ·  Гражданский проспект  ·  Академическая  ·  Политехническая  ·  
·  Площадь Мужества  ·  Лесная  ·
  Выборгская  ·  Площадь Ленина  ·  Чернышевская  ·
·  Площадь Восстания  ·  Владимирская  ·  Пушкинская  ·  Технологический институт  ·  Балтийская  ·
·  Нарвская  ·  Кировский завод  ·  Автово  ·  Ленинский проспект  ·  Проспект Ветеранов  ·
 

 

    LiveInternet: показано число просмотров за 24+ часа, посетителей за 24 часа и за сегодня  Яндекс.Метрика