В иктор Лебедев принадлежит к тем архитекторам, деятельность которых в значительной степени определила в конце прошлого века облик нашей столицы и характер её архитектуры. Виктор Владимирович Лебедев родился 2 сентября 1909 года в Москве. Его детские годы прошли в Иваново-Вознесенске (сейчас – город Иваново). В семье Лебедевых сложилось так, что все дети занимались в кружке рисунка и живописи. Окончив школу в 1928 году, будущий архитектор отправляется в Ленинград, чтобы поступить на факультет живописи Академии художеств. В течение двух лет он учится рисованию и живописи в студии Ассоциации художников революции. Жизнь в городе среди замечательных архитектурных ансамблей, посещение выставок, изучение проектов и прослушивание публичных лекций по архитектуре пробудили в нём интерес к этому виду искусства. Занятия на архитектурном факультете Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств, куда Лебедев поступил в 1930 году, удовлетворяют все его заветные желания. Он занимается у выдающихся мастеров архитектуры и изобразительного искусства: профессоров Льва Руднева и Ивана Фомина, художника Константина Рудакова. С тех пор и на всю жизнь ему сопутствовало увлечение двумя видами творчества: архитектурой и живописью. В студенческие годы Лебедев сдружился с Павлом Штеллером, с которым затем долгие годы его связывали тесные творческие узы. После окончания академии они вместе работали в творческой мастерской 115 ЛЕТ НАЗАД РОДИЛСЯ АРХИТЕКТОР, СПРОЕКТИРОВАВШИЙ СТАНЦИЮ «ПРОСПЕКТ МИРА»-РАДИАЛЬНАЯ их наставника – академика архитектуры Льва Руднева. Унего молодой архитектор перенял любовь к природе и человеку, стремление тесно связать архитектуру с природной средой, с характером рельефа и окружающего ландшафта – природного и искусственного – и другими особенностями местности. В конце 1930-х годов Виктор Лебедев участвует в ряде архитектурных конкурсов. В их числе памятник героям – участникам войны с белофиннами, Музей Красной Армии, памятник-маяк В.И. Ленину и другие. В группе молодых архитекторов он впервые участвует в большой выставке творческих работ вДоме Ленинградского отделения Союза архитекторов. В самом начале Великой Отечественной войны Виктор Лебедев занимается укреплением системы противовоздушной обороны здания Государственного Эрмитажа и работой по подготовке к эвакуации художественных ценностей музея. В годы войны Лебедев активно сотрудничает со скульпторами-монументалистами. В частности, принимает участие в конкурсах на темы, связанные с Великой Отечественной войной, работая вместе с Верой Мухиной (памятник-маяк в Севастополе, 1943) и Николаем Томским (Арка в честь Победы над фашистской Германией, 1945–1946). С 1945 года архитектор работает в Москве. Первые послевоенные годы, полные творческих исканий и активной работы на стройках, принесли и первое серьезное признание. В 1948 году по проекту, выполненному Лебедевым совместно со Штеллером, на Петровке было построено здание Министерства пищевой промышленности СССР. В 1951 году коллектив архитекторов в составе Иосифа Ловейко, Виктора Лебедева и Павла Штеллера был удостоен Государственной премии СССР за здание гостиницы «Советская». По проектам Лебедева и Штеллера в этот период были построены: жилой многосекционный дом Управления комендатуры Московского Кремля в Новоспасском переулке (1953), павильоны «Центросоюз» и «Центральные чернозёмные области» на ВДНХ (1952–1954), жилые дома на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе (1958–1959). Успешное участие в архитектурных конкурсах позволило архитекторам получить право на проектирование и строительство памятника Горькому на родине писателя (скульптор Вера Мухина, 1952), а также станции московского метро «Ботанический сад» (сейчас – «Проспект Мира»-радиальная). В 1959 году Лебедева назначают руководителем мастерской «Моспроект-1», в которой были сосредоточены градостроительные и проектные работы по Калининскому и Перовскому районам, а в конце 1970-х годов он становится главным архитектором Северо-Восточной планировочной зоны Москвы, в которую входят сразу несколько административных районов. Под его творческим руководством проектировались такие новые жилые районы, как Вешняки-Владычино, Ивановское, Новокосино, жилой комплекс между площадью Ильича и площадью Прямикова, а также общественно-торговые, культурные и административные здания. Среди них: здание Московского академического хореографического училища (Государственная премия РСФСР, 1969), здание Перовского РК КПСС и райсовета (1974), Дом пионеров и школьников в Перово и двухзальный кинотеатр «Саяны» (1981). Параллельно с практической творческой деятельностью Виктор Лебедев многие годы преподавал в МАрхИ. Являясь профессором по кафедре градостроительства, он воспитал коллектив молодых специалистов-архитекторов, многие из которых впоследствии стали известными мастерами и его соавторами. Он написал четыре книги: «Заметки о пространственной и эстетической сущности архитектуры» (1993), «Вереница испытаний: 38 рассказов в одной повести» (1995), «Год жизни архитектора» (1998) и сборник стихов «Мой век» (2000). Виктор Лебедев был известен не только как архитектор-художник, но и как живописец и график. Ряд его живописных работ находится в музейных коллекциях Москвы и России. В 1999 году ему была присуждена премия «Золотое сечение» за выдающийся вклад в архитектуру и строительство.
https://dialogmm.ru/wp-content/uploads/2024/10/moe-metro_sentyabr2024_04...