О н получил образование в эпоху авангарда и был знаком со всеми главными мастерами, успел поработать в неоклассике, после войны на собственной шкуре прочувствовал, что значит быть опальным архитектором в сталинские времена, а полностью реализовался уже в эпоху советского модернизма. Леонид Павлов решал совершенно нетривиальные задачи, которые ставило перед ним время. Он умел находить нестандартные решения и смотреть на вещи отстранённо, при этом оставаясь практиком, наиболее полно реализовавшись в профессии среди своих коллег. Леонид Николаевич Павлов родился 10 августа 1909 года в селе Манглиси Тифлисской губернии (сегодня это курортный посёлок в Грузии). Творческий путь начал в иконописной школе в Мстере, продолжил его на художественном рабфаке, а затем во ВХУТЕМАСе. В 1937 году поступил в аспирантуру Академии архитектуры, где учился у Алексея Щусева и Ивана Жолтовского. За 60 лет практики архитектор успел поработать во всех возможных сферах: от административных и зрелищных комплексов до спортивных и транспортных сооружений, не говоря уже о многочисленных проектах жилых домов, знаменитой «коллекции» вычислительных центров и не столь успешной в плане реализации серии зданий для обслуживания автомобилей. Сначала 1930-х годов и до самого заката СССР не было в жизни Леонида Павлова такого периода, в котором ему бы не удалось создать качественную современную архитектуру. Главной реализованной работой Леонида Павлова 1940-х годов стала станция метро «Серпуховская» (сейчас – «Добрынинская»), которая в ансамбле кричащей роскоши Кольцевой линии смотрится как гость из постмоПуть Мастера В НАЧАЛЕ АВГУСТА ОТМЕЧАЕМ 115-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АРХИТЕКТОРА ЛЕОНИДА ПАВЛОВА дернистского будущего. Проектировать станцию помогал искусствовед Михаил Ильин – специалист по русской средневековой архитектуре. Постепенно сводя к минимуму количество деталей, Павлов пришёл к лаконичному образу аркады с разномасштабными арками. Этот образ должен был найти отражение и в архитектуре наземного вестибюля, но вмешалась политика. На выступлении в Доме архитектора Леонид Павлов высказался в защиту одного из своих учителей – Ивана Жолтовского, обвинённого в формализме. Защита постепенно переросла в нападение на главного архитектора Москвы тех лет – Дмитрия Чечулина. Назвав спроектированный им кассовый павильон Киевского вокзала «архитектурной какофонией», Павлов лишился работы в МАрхИ, а затем был отстранён и от проектирования уже строившейся станции метро. В результате наземный вестибюль был додуман уже без его участия архитектором Михаилом Зелениным. Но к моменту открытия станции в 1950 году у Москвы уже был новый главный архитектор – Александр Власов, поэтому Леонид Павлов, незадолго до того отправившийся работать над восстановлением послевоенного Севастополя, смог вернуться в столицу. По-настоящему его талант расцвёл в 1960-е годы. В хрущёвской реформе, которую многие его товарищи по цеху восприняли как «смерть профессии», он увидел возможность вернуться к ценностям модернизма и в русло мировой архитектуры. В 1962 году он спроектировал новое здание Госплана, получившее признание в творческой среде и положительную оценку со стороны ведомства. Когда спустя несколько лет Госплану понадобилось здание для вычислительного центра, к работе вновь привлекли Павлова. Ещё в годы учебы во ВХУТЕМАСе архитектора волновал вопрос: «Как сделать монументальное сооружение?» Ответ на него, полученный от Владимира Татлина, кажется, навсегда определил направление творческой мысли архитектора: «Возьмите квадрат плюс один вершок! Квадрат – это „всё равно“, квадрат – это смерть. Должно начаться движение, только начаться. Небольшой сдвиг, начало динамики, зарождение движения, рождение…» Динамичный разносторонний куб вычислительного центра, опирающийся на четыре «адимарипа», между которыми продета тонкая пластина стилобата,– сооружение, порождённое тремя эпохами: авангарда, освоения классики и «космизма» 1960-х годов. Одним из знаковых проектов конца 1960-х годов для Павлова стал Центральный экономико-математический институт на Нахимовском проспекте. В эпоху покорения космоса архитектор не изменил школе Жолтовского, продолжая проектирование зданий по пути гармонизации всех величин и подчинения их композиции особому пропорциональному строю. Леонид Павлов участвовал во множестве международных конкурсов, а в своей стране занимался разработкой совершенно новых типов зданий. Веря в то, что компьютеры помогут найти дорогу в счастливое будущее человечества, он создавал выразительные и насыщенные глубокими символами здания вычислительных центров. Когда в стране началось строительство заводов для выпуска легковых автомобилей, именно Павлов занялся архитектурной стороной предназначенной для них инфраструктуры – бензозаправок, многоэтажных гаражей, мотелей и автомагазинов. В начале 1980-х Леонид Павлов вернулся к проектированию станций московского метро. В архитектуре «Серпуховской» он вновь обращается к историческим мотивам: название станции на путевых стенах оформлено рельефами с буквицей иизображениями на древнерусскую тему. В противовес смысловой связи с древним Серпуховом под потолком центрального зала станции тянулся уникальный 60-метровый световод, пронизывающий 12 кубов из анодированного алюминия. Ксожалению, световод до наших дней не сохранился, что сильно сказалось на восприятии архитектурного облика станции. Последней станцией, которую спроектировал архитектор, стала «Нагатинская» (в проекте – «Нижние Котлы»). Максимально лаконичный архитектурный образ типовой станции-«сороконожки» он думал обогатить продольной или поперечной аркадой, но в конкурсе проектов победил вариант с круглыми колоннами и монументальными панно на путевых стенах. Но даже мозаику на путевых стенах удалось защитить с трудом – архитектора убеждали, что путевые стены всегда скрыты от глаз пассажиров за вагонами. Но Павлову удалось доказать, что во время ожидания поезда люди смотрят ни на что иное, как на путевую стену. Темой панно вновь стала Древняя Русь – художники Элеонора Жарёнова и Владимир Васильцов создали красивую, тёплую по цвету флорентийскую мозаику, пластико-ритмическая структура которой вторит ритму колонн.
https://dialogmm.ru/wp-content/uploads/2024/07/moe-metro_iyul2024_050724...