А лександр Дейнека не сразу стал художником – до этого он успел поработать во многих местах, напрямую с искусством не связанных. Но однажды он нашёл свою тему – спорт. Сильные и красивые персонажи его полотен отражали идеалы социалистического реализма – высокого морального духа, соревнований и побед. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске. Его отец работал на железной дороге, и будущий художник рос в атмосфере простой трудолюбивой семьи – волевым, спортивным и физически крепким. Уже в детстве у мальчика появились два непохожих интереса: живопись и техника. По семейной традиции сначала он поступил в Курское железнодорожное училище, чтобы продолжить дело отца. Однако любовь к рисованию оказалась сильнее: уже через год он отправился в Харьков – поступать в художественное училище. Отец не поддержал его выбор и не помогал материально. Но, несмотря на сложности, юноша продолжал учиться. Молодого художника больше привлекала графика, чем живопись: масляные краски тогда стоили дорого, и он с детства привык работать карандашом. Октябрьские события окончательно определили судьбу живописца – ему предстояло стать певцом новой жизни. Уже после февральской революции занятия в художественном училище прекратились и Дейнеке пришлось сменить много специальностей: он был учителем в женской гимназии, оформлял спектакли в театре и даже работал фотографом в Уголовном розыске. Во время службы в армии в 1919 году он возглавлял художественную студию, где его заметило руководство и направило в командировку в Москву, в одно из лучших художественных училищ в стране – ВХУТЕМАС. В столице Дейнека попал в ученики к известному графику Владимиру Фаворскому. Во время учёбы он сотрудничал с журналами «Безбожник у станка» и «Прожектор» – рисовал колкие карикатуры на религиозные темы, изображал трудовые будни заводских рабочих. Дейнека много ездил по стране и везде собирал материал для своих работ. В этот период были созданы сотни рисунков, часть из которых в будущем стала основой больших живописных произведений. Во время учёбы Александр Дейнека познакомился с одной из самых масштабных и знаковых личностей в истории советского искусства – поэтом Владимиром Маяковским. У них оказалось много общего – кто-то даже образно называл Дейнеку «Маяковским в живописи». И поэт, и художник выбирали схожие темы для своих произведений, их вдохновляло одно и то же – искренняя вера в революцию и советскую власть, любовь к пролетариату, восхищение физической силой и физическим здоровьем человека. Оба в своём творчестве уделяли большое место сатире, оба не чурались работы над рекламными и агитационными плакатами, считая это своим долгом перед обществом. В 1930-е годы здоровый образ жизни и физкультура входят в моду. Это время совпало с расцветом соцреализма: в советском обществе распространялись идеи эмоционального подъёма, соревнований и побед, как спортивных, так и трудовых, воспевание красоты и совершенства здорового человеческого тела. Александр Дейнека с детства занимался бегом, плаванием и гимнастикой, а в студенческие годы увлекался волейболом и боксом. Личный спортивный опыт помогал художнику находить подходящие приёмы, чтобы отражать на холсте динамичность и пластику спортсменов. Живописец мастерски писал их в сложных ракурсах и движениях. Он изображал своих героев с монументальным пафосом – юными, энергичными и здоровыми, полными жизни и оптимизма. Передавая физическую красоту персонажей, Дейнека подчёркивал их силу духа. В стремлении воплотить образ человека будущего он ориентировался на античные идеалы атлетической красоты. В предвоенные годы Дейнека создавал в основном живописные произведения, но ему пригодились и навыки, которые он получил, иллюстрируя книги. Художник мгновенно схватывал фигуры спортсменов в своих набросках. Его часто видели на стадионах, когда он делал быстрые эскизы самых сложных ракурсов, придавая динамическим моментам естественность и натуральность. Обычно зарисовки становились позже основой будущего полотна. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Осенью 1937 года в строящемся Театре Красной Армии он начинает создавать декоративное панно – это займёт два года. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом «Сутки советского неба» для строящейся станции метро «Маяковская», всего за шесть месяцев до её открытия. Новое испытание мастер, как обычно, с честью проходит, и мозаичные панно по сей день украшают станцию. В 1939 году архитектурный проект станции «Маяковская» завоюет Гран-при на Нью-Йоркской Международной выставке. Впоследствии ему ещё раз предложат поработать над оформлением станции метро «Донбасская» («Павелецкая»-радиальная), но планы будут прерваны войной – эти мозаики, изготовленные в мастерской знаменитого художника-мозаичиста Владимира Фролова, будут установлены на открывшейся в 1943 году станции «Новокузнецкая». Во время войны культ спорта и здоровья в творчестве Дейнеки уступил место военной теме. Художник создал серию пейзажей Москвы, а после посещения разрушенного Севастополя в 1942 году он написал батальное полотно «Оборона Севастополя». В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам – мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура. В 1956 году он создаёт мозаику для фойе актового зала МГУ, а в 1961 году – для фойе Дворца Съездов в Московском Кремле. За мозаичные работы «Хорошее утро» (1959–1960) и «Хоккеисты» (1959–1960) Александр Дейнека в 1964 году получает Ленинскую премию. В 1969 году его награждают орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями, присваивают звание Героя Социалистического Труда.
https://dialogmm.ru/wp-content/uploads/2024/05/moe-metro_maj24_230524-3.pdf