20-е годы прошлого века можно смело назвать эпохой расцвета советских мечтателей. В 1928 году Георгий Крутиков на защите дипломных работ в Высшем художественно-техническом институте представил совершенно невероятный для того времени проект «летающего города», который вызвал большой резонанс в советских инженерных кругах. Молодой архитектор, вдохновлённый работами Циолковского, предложил оставить землю для труда, отдыха и туризма, а все жилые помещения перенести в парящие в воздухе облака – коммуны. Георгий Тихонович Крутиков родился 4 апреля 1899 года в Воронеже. В августе 1908 года он поступил в мужскую гимназию, где серьезно увлёкся живописью: с удовольствием рисовал и оформлял рукописные журналы. Его рисунки даже посылали в Москву на выставку. В гимназии юноша заинтересовался авиацией и даже посвятил этой теме статью «Воздухоплавание». После окончания учёбы сначала устроился санитаром в эпидемический отряд местного Горздравотдела, а затем работал телефонистом в Воронежском управлении военных сообщений Южного фронта. В 1919 году Крутиков уехал в Москву, где занимался живописью во Вторых свободных государственных художественных мастерских (СГХМ), учился у авангардиста Казимира Малевича. Затем вернулся в Воронеж, чтобы помочь организовать там первую в городе художественную школу. Позже Воронежские СГХМ обрели статус высших – в 1921 году появились живописные и скульптурные факультеты. Здесь Крутиков успел попробовать свои силы в преподавательской деятельности. В 1922 году его вместе с другими художниками направили в Москву продолжить образование в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). В Москве уже опытный преподаватель и талантливый организатор Крутиков познакомился с архитектором Николаем Ладовским. Одновременно с учёбой он работал в его психотехнической лаборатории и первом авангардном архитектурном объединении – Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА). Во время учёбы молодой архитектор интересовался астронавтикой, полётами в стратосферу, переписывался с Константином Циолковским и даже пытался сконструировать салон дирижабля. Георгий Крутиков считал, что будущее за кинетической архитектурой – домами, которые смогут двигаться. В 1928 году появился его дипломный проект «Город будущего», который вызвал общественный резонанс в архитектурном сообществе. Молодой архитектор предложил привязывать промышленные здания к земле – на горизонтальную поверхность, а на вертикальную, парящую в воздухе, – жильё. Жители городов перемещались бы в пространстве в летающих кабинах. Такая жилая ячейка на одного человека с мебелью-трансформером и эластичными стенами – своего рода ретрофутуристический аналог дома на колёсах. Кабина приспособлена для кратковременного автономного проживания и может свободно стыковаться с любым парящим зданием. Сторонники считали этот проект весомым явлением в архитектурном авангарде, а противники – чрезмерной фантазией. Сам Крутиков не сомневался в своей идее: он полагал, что атомная энергия в будущем могла бы с лёгкостью поднимать здания ввысь. В начале 1930-х годов Крутиков работал в Архитектурно-проектной мастерской Моссовета №3 под руководством советского архитектора Ивана Фомина. Многие здания он построил в стилистике постконструктивизма – его вдохновляли формы и детали классических архитектурных ордеров, которые он умело вписывал в авангардные проекты. В то время он спроектировал семь школ в разных районах Москвы и жилой дом в Новоспасском переулке. В середине 1930-х годов Крутиков вместе с Валентином Поповым, архитектором из команды Николая Ладовского, разработал проект станции метро «Крымская площадь» (сейчас – «Парк Культуры»-радиальная). В её архитектуре показателен характерный для постконструктивизма приём – классические ордерные формы и детали, применяемые в авангардном по своей структуре здании, не заимствуются из классики напрямую, а «сочиняются» заново, не повторяя уже известные образцы. В 1939 году Крутиков заочно окончил аспирантуру при Академии архитектуры. Его пригласили в Комиссию по изучению, охране и реставрации памятников архитектуры. В те годы в Москве проходила масштабная перестройка: прокладывали широкие транспортные магистрали, строили мосты и метро, увеличивали значимые в городе площади и улицы. В ходе этой реконструкции пострадало много исторических строений, хотя они и находились под государственной охраной. «Необходимо обратить внимание органов охраны памятников на полное отсутствие элементарных мер по популяризации ценных архитектурно-исторических памятников Москвы. Необходимо установить на каждом охраняемом архитектурно-историческом памятнике Москвы мемориальную доску с обозначением названия памятника, даты его возникновения, его строителей и его архитектурно-исторической ценности, а также адреса госоргана, на охране которого он состоит», – с таким заявлением Крутиков выступил в 1940 году на VII пленуме правления Союза советских архитекторов. После Великой Отечественной войны архитектор продолжил свою деятельность в сфере охраны памятников: он разработал проекты реставрации Новоспасского монастыря, Крутицкого подворья, Печатного двора, Славяно-греко-латинской академии. Чтобы снести какое-либо здание, нужна была подпись Крутикова, но он до конца боролся за сохранение каждого из них. В начале 1950-х годов ему предложили уйти с должности начальника созданной им Инспекции по государственной охране памятников архитектуры, назначив нового руководителя. Но Георгий Крутиков принял решение остаться при инспекции заместителем начальника, чтобы быть полезным делу.
https://dialogmm.ru/wp-content/uploads/2024/04/moe-metro_aprel24.pdf