Архитектор Владимир Щуко

В ладимир Щуко завершил свой путь на пике профессиональной карьеры. Придя в искусство в самом начале прошлого столетия, он уже в дореволюционные годы снискал известность как незаурядный мастер архитектуры и рисунка, а после революции эта репутация только упрочнилась, дополнилась славой яркого театрального художника. В зодчестве он сравнительно легко переходил от одного стиля к другому, от неоклассики к конструктивизму и далее к монументальному советскому ар-деко, концентрированно воплощённому в многочисленных вариантах проекта Дворца Советов. Владимир Алексеевич Щуко родился 5 июля 1878 года в Берлине, в семье отставного военного. Вскоре после его рождения родители вернулись в Россию и поселились в Тамбовской губернии. С ранней юности будущий архитектор интересовался рисованием, поэтому в 1896 году, после окончания учёбы в Тамбовском реальном училище, он переехал в Петербург и поступил на архитектурное отделение Академии художеств в мастерскую Леонтия Бенуа. Кроме архитектуры Владимир Щуко всерьёз увлекался живописью и скульптурой. Он брал дополнительные уроки: живописи его обучал Илья Репин, рисунку – Лев Бруни, занятия по гравюре вёл Василий Матэ, а скульптуре молодой архитектор учился в мастерской Владимира Беклемишева. Кроме этого, Владимир Щуко интересовался театральным искусством и даже некоторое время играл в Художественном театре. Он также создавал декорации и костюмы к постановкам: оформил спектакли в Большом драматическом театре, «Привале комедиантов» и «Старинном театре» в Петербурге, Малом театре в Москве. Всего за свою жизнь он создал эскизы к 43 театральным постановкам. Но главным делом Владимира Щуко оставалась архитектура. В 1904 году он окончил Академию и представил вкачестве дипломной работы проект «Дворец наместника наДальнем Востоке». Стиль проекта был заявлен как русский ампир, однако в нём уже прослеживалась концепция петербургской неоклассики– направления, в котором архитектор работал значительную часть жизни. За дипломный проект Владимир Щуко получил звание художника и право поездки за границу – её полностью оплачивали из государственной казны. Во время путешествия он побывал в Афинах, Стамбуле и Риме. Вернувшись в Петербург, он организовал выставку рисунков, которая имела колоссальный успех. Первой осуществлённой работой 1907–1911 годов стали интерьеры Café de France (совместно с архитектором Александром Таманяном) и кафе в Европейской гостинице в Петербурге. В этих произведениях заметно влияние стиля модерн и художественных концепций «Мира искусства». В последующих работах характерен переход к архитектуре, основанной на строгих классических принципах. Первыми крупными архитектурными проектами Владимира Щуко стали два доходных дома. Он построил их для военного инженера Маркова в 1907 году на Каменноостровском проспекте в Петербурге. Оба здания выполнены в неоклассическом стиле. Архитектор воплотил в них необычный замысел: продлил колонны во всю высоту фасада, а между ними расположил эркеры. Такая конструкция должна была выглядеть громоздкой, тяжеловесной, однако оба здания получились строгими и элегантными. В одном из этих домов располагалась квартира самого Владимира Щуко. Там же находилась творческая мастерская, где он проводил занятия для молодых архитекторов. В 1911 году Владимир Щуко спроектировал русские павильоны для Выставки изящных искусств в Риме и Международной торгово-экономической выставки в Турине. Эти проекты принесли ему международную славу и звание академика архитектуры, благодаря чему он стал одним из самых востребованных архитекторов своего времени. Революция мало повлияла на деятельность архитектора: он принял новую власть, по-прежнему работал над проектами и преподавал в Архитектурном институте, ректором которого был с 1913 года. Также рисовал политические карикатуры для различных изданий, создавал памятники вождям революции в Одессе и Петрограде, работал театральным художником-оформителем. С 1918 года Владимир Щуко стал работать в соавторстве со своим бывшим студентом – архитектором Владимиром Гельфрейхом. Первой их совместной работой стал павильон иностранного отдела Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве 1923 года. С середины 1920-х годов Щуко и Гельфрейх стали работать в манере советского конструктивизма. В этом архитектурном стиле они спроектировали Дворец труда в Иванове, Драматический театр имени Горького в Ростове-на-Дону и самую масштабную работу – здание Библиотеки имени Ленина в Москве. Последние годы своей жизни архитектор посвятил работе над проектом Дворца Советов в Москве. Его соавтором вновь стал Владимир Гельфрейх. В двух открытых конкурсах проектов они не участвовали, представив свой вариант лишь на третий, закрытый отбор. Была утверждена работа Бориса Иофана, однако правительство решило объединить усилия всех трёх архитекторов. Дворец Советов должен был стать самым высоким зданием в мире, но реализовать проект не удалось: началась война. Конструкции здания использовали для более важных строек, например мостов. После войны все силы и средства были направлены на восстановление страны, поэтому проект заморозили. Осуществлённые произведения последних лет жизни Владимира Щуко прочно вошли в историю советской архитектуры. Это большой Каменный мост в Москве, виадук в Сочи и станция метро «Электрозаводская». Работу над проектом станции «Электрозаводская» Щуко и Гельфрейх начали в 1937 году. К проектированию они привлекли своего ученика Игоря Рожина. К сожалению, участие Владимира Щуко в работе прервалось в связи с его преждевременной смертью в 1939 году. «Электрозаводскую» отличает единство светового решения и пластики архитектурной формы. Самая выдающаяся отличительная особенность станции – это освещение: свет льётся из 318 алюминиевых куполов с матовой внутренней отражающей поверхностью, размещённых в шесть рядов вдоль всего свода центрального зала станции. Идею «утопить» светильники в кессонах на своде предложил именно Владимир Щуко.

https://dialogmm.ru/wp-content/uploads/2023/08/moe-metro_iyul_2023_26072...

Рубрика: 

Город: 

 

Предлагаем на выбор купить подшипники на https://bergab.ru/ с доставкой покупателю, недорого.

  LiveInternet: показано число просмотров за 24+ часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс.Метрика