Причудливый мир Эктора Гимара

155 ЛЕТ НАЗАД, 10 МАРТА 1867 ГОДА, РОДИЛСЯ ДЕКОРАТОР, ДИЗАЙНЕР МЕБЕЛИ И ОДИН ИЗ НАИБОЛЕЕ ПРИЗНАННЫХ АРХИТЕКТОРОВ СВОЕГО ПОКОЛЕНИЯ, ГЛАВНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СТИЛЯ АР-НУВО ВО ФРАНЦИИ ЭКТОР ЖЕРМЕН ГИМАР. ЕГО ТВОРЕНИЯ НАЗЫВАЛИ ВЕЛИКОЛЕПНЫМИ И КОЩУНСТВЕННЫМИ, ВОСПЕВАЛИ И РАЗРУШАЛИ, ОГРОМНОЕ ЧИСЛО ЗАКАЗОВ ОТ ВОСХИЩЁННЫХ БОГАЧЕЙ СОСЕДСТВОВАЛО С ОЖЕСТОЧЁННОЙ КРИТИКОЙ СО СТОРОНЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЦЕРКВИ. ЭКТОР ГИМАР ОБЪЕДИНИЛ ИЗЯЩНЫЕ ИСКУССТВА И СУРОВУЮ ИНДУСТРИЮ, СОЗДАВ ОДНУ ИЗ ВИЗИТНЫХ КАРТОЧЕК СТОЛИЦЫ ФРАНЦИИ – ПРИЧУДЛИВЫЕ АРКИ ВХОДОВ В ПАРИЖСКОЕ МЕТРО.

Многочисленные произведения Эктора Гимара относятся к самым различным видам искусства – от живописи и скульптуры до графики и даже книгопечатания. Всеобъемлющая гармония и плавность, царящие в эстетике его зданий и других работ, во многом отражают ту умиротворенную среду и общество, о которых он мечтал. Несмотря на то, что версия «Ар-нуво Гимара» стала национальной, она была сфокусирована на общественном и доброжелательном признании различий между разными национальностями и этническими группами мира. Сегодня Эктор Гимар считается одним из творцов-индивидуалистов своей эпохи, одним из новаторов Art Nouveau, разработавшим собственную эстетику, которая зачастую узнаваема даже среди работ его соратников по стилю. Эктор Гимар родился в Лионе в семье ортопеда и швеи. В 1882 году, перебравшись вместе с отцом в столицу, он поступает в Парижскую школу изобразительных искусств. В процессе обучения начинающий архитектор проявляет яркие способности, получает ряд премий и наград. Его профессиональная деятельность начинается в 1888 году с проектирования и строительства нескольких частных домов в одном из округов Парижа. В 1895 году Эктор Гимар начинает строительство небольшого замка Béranger на улице La Fontaine. Первоначально планировалось, что замок будет оформлен в неоготическом стиле. Но в том же году, во время поездки в Бельгию, архитектор впервые сталкивается со стилем Art Nouveau, который уже набирает популярность в Брюсселе и Льеже. По возвращении в Париж Эктор Гимар радикально перерабатывает проект замка, создавая свой неповторимый стиль. Несмотря на неизбежные ошибки и неточности в своих проектах, он достаточно быстро вырабатывает полную стилистическую самостоятельность своего языка в современной архитектуре того времени. Эктор Гимар стал первым, кто начал проектировать утилитарные конструкции без ритмичных орнаментов, как самоценное произведение искусства со свободной композицией. Даже в своих ранних постройках он смело сочетал разнородные элементы – кирпич и природный камень, ковку и скульптуру, превращая фасады в подобие музыкальных композиций. Архитектор отрицал классическую симметрию фасадов – да и вообще привычное положение вещей в строительстве. Например, мог расположить окна не на одной линии и даже не в строгом ритме, пропагандировал идею свободного, не выделенного фасада. При этом он прекрасно умел вписывать свои постройки в специфическую парижскую городскую среду, «втискивать» между историческими постройками так, что здание не теряло своей привлекательности, а улица становилась светлее и гармоничнее. Гимар заботился и о том, чтобы внутреннее пространство здания было светлым, уютным и комфортным. Его любимым материалом стал металл, позволявший воплощать самые фантастические идеи. Проекты Гимара были эстетически изощрёнными, но он интересовался новыми технологиями и много думал о том, как усовершенствовать индустрию. Он разрабатывал идею промышленной стандартизации, а также предложил одну из первых коллекций мебели для массового производства. В 1895 году, в рамках подготовки к проведению Всемирной выставки 1900 года в Париже, муниципалитет в очередной раз возвращается к вопросу строительства метрополитена. Одновременно ставится вопрос о внешнем виде входов на станции. Вариант их размещения в цокольных этажах общественных зданий отвергается и планируется строительство отдельных павильонов в общедоступных местах. Они должны быть лёгкими и элегантными и иметь свой неповторимый стиль. В 1899 году в Париже проходят сразу несколько конкурсов архитектурных проектов. В них принимают участие многие знаменитые и авторитетные архитекторы Франции. Но ни один из конкурсов не приносит результатов – проекты отвергаются один за другим. Неожиданно для всех 12 января 1900 года Муниципальный совет директоров Управления транспорта Парижа утверждает проект наиболее революционного французского архитектора Эктора Гимара. Первый выход Гимара (вариант с крышей) был смонтирован в Париже 10 января 1902 года. Но не всем парижанам понравился столь радикальный подход – в газетах разразился скандал и мнение властей также было противоречивым. Жители жаловались, что новый стиль не соответствует исторической архитектуре центра Парижа. Деятели церкви называли творения архитектора «мерзостью», «кощунством» и отчего-то «развратом». Несмотря на то, что в первые годы XX века стиль Art Nouveau выходит из моды, до 1908 года проектирование наземных павильонов метро остается исключительно прерогативой Гимара. Многие искусствоведы на протяжении уже более чем ста лет спорят: что вдохновило архитектора на создание его произведений – столь необычных и грациозных. Кто-то сравнивает стойки светильников с берцовой костью, кто-то видит схожесть формы красных фонарей с головой кузнечика. Действительно, одной из отличительных черт стиля Art Nouveau является заимствование в художественных произведениях образов животного и растительного мира. Сегодня в Париже сохранились только 88 входов из первоначально установленных 167. Однако «причуды Гимара» до такой степени соответствовали вкусам нового стиля, что модерн в Париже спустя некоторое время стали называть «стилем Гимара». Сальвадор Дали называл творения Эктора Гимара символом духовной стойкости – в те дни, когда духовная стойкость требовалась самому архитектору. Гимар был непростым человеком, часто не находил поддержки и финансирования. В зрелые годы, когда стиль Art Nouveau уже приелся публике, он практически остался без заказов – блестящие дни успеха и славы прошли. В конце 1930-х годов над Европой нависла страшная тень немецкого фашизма. И если многие ещё пытались закрыть глаза на эту угрозу, убедить себя в том, что их за пределами Германии не касается, Эктор Гимар не мог оставаться слепым и равнодушным – его жена была еврейкой. В 1938 году супруги переехали в США. Архитектор был уже немолод, в США его никто не знал. После четырёх непростых лет 20 мая 1942 года он скончался в отеле «Адамс» в Нью-Йорке. В его родной Франции об этом узнали только после войны. Многие из архитектурных ансамблей Эктора Гимара, установленных на входах в парижское метро, были демонтированы во время Первой и Второй мировых войн, а когда мир оправился от этих катастроф, шедевры, сохранившиеся на складах Парижского управления транспорта (RATP), «разъехались» по всему миру. Впервые в 1967 году оригинальная архитектурная композиция Гимара была установлена в Монреале на станции Square-Victoria к столетнему юбилею со дня рождения автора и в знак участия RATP в строительстве метро в столице Квебека. Копии выходов Эктора Гимара были установлены: в 1994 году в Лиссабоне на станции Picoas, в 1998 году в Мехико на станции Bellas Artes, а в 2001 году в Чикаго на станции Van Buren Street. С 2003 года архитектурная композиция Эктора Гимара украшает вход в сад скульптур Национальной галереи искусств в Вашингтоне. 8 ноября 2006 года, когда в Москве открылся реконструированный вход в подземный вестибюль станции «Киевская», его оформление было выполнено в виде входа в парижское метро в стиле Art Nouveau Эктора Гимара. Установка архитектурной композиции произошла в рамках многолетнего сотрудничества и культурного обмена между Московским метрополитеном и RATP. Новое архитектурное оформление выхода со станции «Киевская», расположенного рядом с Киевским вокзалом, не только гармонично вписалось в пространство площади Европы, но и стало одним из её узнаваемых символов.

https://dialogmm.ru/wp-content/uploads/2022/07/moemetro132.pdf

Рубрика: 

Город: 

 

Предлагаем на выбор купить подшипники на https://bergab.ru/ с доставкой покупателю, недорого.

  LiveInternet: показано число просмотров за 24+ часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс.Метрика