Добавить из Жданова
С именем Ивана Фомина, выдающегося проектировщика и практика-строителя, превосходного художника, теоретика искусства и педагога, связано представление о зодчем-мыслителе, мечтавшем воплотить в архитектурных образах ведущие идеи эпохи построения социализма, умевшем смело идти по пути новаторства, в то же время мудро и бережно относясь к художественному наследию прошлого. Иван Александрович Фомин родился 22 января (3 февраля) 1872 года в Орле в семье почтового чиновника. Через четыре года семья Фоминых переехала в Ригу. В 1890 году Иван Фомин окончил гимназию и поступил на математический факультет Московского университета. Математика юноше давалась легко, но его больше заинтересовала архитектура. На третьем курсе он оставил университет и переехал в Санкт-Петербург, где подал прошение на поступление в Академию художеств. Однако попытка удалась не сразу – для поступления не хватило знаний и опыта в рисунке. В течение следующего года Иван Фомин отбывал воинскую повинность в инженерных войсках и упорно занимался рисованием. Летом 1894 года он всё-таки поступил на Архитектурное отделение Высшего художественного училища, только что открытого при Академии художеств. Закончить образование ему не удалось – в 1897 году из-за революционных волнений все студенты были отчислены. Вновь поступить в Академию можно было только подав специальное прошение. Но этого Иван Фомин делать не стал. Он отправился за границу, где год прожил в Париже, изучая современные архитектурные проекты. Вернувшись в Россию, будущий архитектор поступил в Техническо-строительный комитет Министерства внутренних дел. Первым местом работы для него стала Москва, где Иван Фомин стал помощником знаменитых архитекторов Фёдора Шехтеля и Льва Кекушева. Сегодня уже трудно сказать, что поразило столпов русской архитектуры в молодом человеке, но Иван Фомин вместе с именитыми архитекторами принял участие в реконструкции и внутренней отделке здания Московского Художественного театра, строительстве бывшего особняка Рябушинского на улице Качалова и дома бывшего Московского купеческого общества на Лубянке. Однако, работая с мастерами модерна, молодой архитектор всё более склонялся к другой стилистике, ориентируясь на творчество классика русской архитектуры Матвея Казакова. Энергии молодого архитектора хватало не только на архитектуру – в 1902 году он организовал выставку «Архитектура и художественная промышленность нового стиля», на которой были представлены и его работы. Проекты Ивана Фомина оказались очень самобытными и привлекли внимание художественных кругов. В 1905 году Иван Фомин вернулся в Академию художеств. В 1909 году он выполнил дипломный проект по классу профессора Леонтия Бенуа на тему «Курзал на Минеральных водах». Диплом, который расширял классические представления о проектах зданий такого типа, удивил многих. Иван Фомин сделал из водной лечебницы большой общественно-развлекательный центр, с большими залами для танцев, концертов, читален, ресторанов и буфетов. Как отмечено в биографической литературе, посвящённой Ивану Фомину: «Громадные колоннады на гигантских мостах-гаролётах соединяли между собою ещё более торжественные и пышные центральные залы. Они напоминали античные храмы и здания Греции и Рима, но при этом в них звучали мотивы русского классицизма. Это был смелый проект, к тому же великолепно выполненный. Наряду с основными проектными чертежами – фасадами, разрезами и планами – Фомин сделал несколько рисунков-иллюстраций в гравюрах – офортах». За проект «Курзала» Иван Фомин получил звание художника-архитектора и был направлен Академией в командировку за границу. Отчётом о поездке стали великолепные офорты с видами архитектуры Египта, Греции и Италии. По мнению специалистов, эти работы выдвинули автора в ряды лучших художников гравюры: «Способность Фомина проникать в самое существо памятников архитектуры позволяла ему удивительно точно передавать в рисунках дух зодчества той или иной эпохи. В своих офортах, далеких от стилизаторской манеры, присущей искусству тех лет, он выступает как подлинный реалист».
Первой самостоятельной крупной работой Ивана Фомина в Петербурге стал особняк на Каменном острове. Всего до революции архитектор создал более пятидесяти проектов, в том числе проекты общественных сооружений и ансамблевой застройки: проект бывшего Николаевского вокзала, нескольких музеев, ряда банков, застройки острова Голодай, комплексов Тучкова буяна и курорта Ласпи в Крыму. Но наиболее значительными из построенных им в те годы зданий были дом Оболенского в Финляндии, дома Половцева и Абамелек-Лазарева в Петербурге (1910–1914). Иван Фомин становится активным идеологом и пропагандистом русского и, в частности, московского классицизма конца XVIII – начала XIX века. Он публикуется в журналах со статьями, популяризующими московский классицизм. В 1904 году он выступил в журнале «Мир искусства» с программным заявлением в защиту александровского ампира. Более того, в 1911 году Иван Фомин вновь стал организатором «Исторической выставки архитектуры». В 1908 году архитектор принял участие возглавляемого Игорем Грабарём глобального труда по истории русского искусства. Он взялся за составление разделов третьего тома «Истории русского искусства», посвящённых классицизму первой и второй четвертей XIX века. За свою деятельность в 1915 году зодчий получил звание Академика архитектуры. Революцию Иван Фомин воспринял как новый поворот событий, в которые он включился со свойственной ему энергией. Сложно сказать, насколько легко или тяжело далось архитектору расставание с цивилизацией, которая на самом деле дала ему всё: образование, стажировки с мэтрами архитектуры, командировки за рубеж, большую архитектурную практику, почётные звания и общественное признание. Но, как говорится, времена не выбирают, и если не можешь поменять процесс – возглавь его. В итоге Иван Фомин возглавил одну из первых государственных про
ектных организаций – Архитектурно-планировочную мастерскую Петрограда, где под его руководством разрабатывалась программа развития города. Также архитектор преподавал в Академии художеств и в политехническом институте, где воспитал плеяду талантливых советских архитекторов. Наиболее ярко творческие устремления архитектора послереволюционных лет выражены в конкурсных проектах Дворца рабочих и крематория, создающих художественные образы большой силы (оба проекта сделаны в 1919 году). В 1923 году Иван Фомин участвовал в конкурсе на составление генерального плана Сельскохозяйственной выставки в Москве. В середине 1920-х годов архитектор решил развить тему русского классицизма, выдвинув концепцию «пролетарской классики». Он предложил взять от архитектуры прошлого основу, при этом упрощая классические архитектурные элементы. Сам архитектор писал так: «Создание нового стиля советской архитектуры возможно только на базе классики, но классики, отражающей современность, новые строительные материалы, новую технику и формы жизни». Своё представление о требованиях, которые надо предъявлять к архитектурному произведению, Иван Фомин сформулировал в своеобразной форме: «Единство, сила, простота, стандарт, контраст и новизна». По его мнению, это формула архитектурного совершенства. Среди первых произведений, в которых Иван Фомин развивал положения своей идеи «пролетарской классики», названной им позже «реконструкцией классики», стоит отметить проекты Дома Советов в Брянске (1924), Промбанка в Свердловске (1925), комплекс зданий Иваново-Вознесенского политехнического института (1927), санаторий «Ударник» в Железноводске (1927). Комплекс «Динамо» (1928), завершающий перспективу со стороны Кузнецкого моста, был первым опытом осуществления в таком большом масштабе идеи архитектора о реконструкции классических форм как средства создания нового большого стиля архитектуры. Сам зодчий объяснял свой композиционный замысел так: «За основу архитектурного решения главного корпуса по улице Дзержинского взяты строгая дисциплина и порядок классических решений, но в деталях архитектура содержит ряд чисто новых элементов: колонны без баз и капителей, отсутствие традиционного антаблемента, отсутствие стенных плоскостей (так как оконный проём начинается непосредственно от колонны), гладкие поверхности фасада и спаренность колонн». В 1929 году Иван Фомин переехал из Ленинграда в Москву. Здесь зодчий возглавил одну из организованных в 1933 году архитектурно-проектных мастерских Моссовета и руководил ею до последних дней жизни. Характерной для этого периода стала крупная работа – реконструкция здания Наркомата путей сообщения у Красных ворот в Москве. Однако в начале 30-х государственная политика в области архитектуры стала более жёсткой, определившись в своих предпочтениях, – начинался «сталинский ампир». Фомин учёл это в своей практике, но, тем не менее, открыто выступал против бездумного украшательства: «Если мы хотим теперь, после периода аскетизма, давать богатую архитектуру, бодрую, яркую и жизнерадостную, это ещё не значит, что мы должны перегружать излишней роскошью форм наши сооружения – надо находить простые, лаконичные формы». Среди работ, отмеченных новыми веяниями, можно отметить проекты Дворца-музея транспортной техники, Курского вокзала, Театра Красной Армии в Москве, Дома Красной Армии при Военной электротехнической академии в Ленинграде. В 1930-е годы Иван Фомин совместно со своими бывшими учениками-ленинградцами Абросимовым, Великановым, Минкусом, Поляковым и Рожиным создал более десятка проектов, среди которых проект театра в Ашхабаде, дом Наркомтяжпрома, комплекс Академии наук СССР в Москве, Правительственный центр и дом Совета министров Украинской ССР в Киеве. В последние годы своей жизни Иван Фомин создал незабываемые проекты для Московского метрополитена: входные группы и интерьеры станций «Красные ворота» и «Площадь Свердлова» (сейчас – «Театральная»).
В подземных залах обеих станций в сложных условиях громоздких бетонных конструкций первых очередей метрополитена средствами архитектуры преодолено ощущение огромной тяжести, несомой пилонами. Единство общего композиционного замысла, чёткость ритмических построений, лаконизм и простота архитектурных форм, яркость контрастов и цельность цветового решения – эти черты, характерные для творческой манеры мастера, придают художественным образам станций большое своеобразие. Всё здесь служит ведущей идее автора придать подземным залам черты монументальности и силы. Для преодоления впечатления массивности устоев каждая конструктивная опора расчленена на три вертикальных элемента. Два крайних трактуются как несущие пилоны, а средняя часть – как заполнение между ними. Это помогает преодолеть ощущение огромной тяжести, воспринимаемой устоями, и обогащает ритмическое построение интерьера: количество опор как бы увеличивается, возникает чёткий ряд стройных пилонов, придающий залам перспективность и масштабность. Иван Фомин умер 12 июня 1936 года, в период чрезвычайно активной творческой и общественной работы. Работа над станцией «Площадь Свердлова» была закончена его учеником – архитектором Леонидом Поляковым. На протяжении долгих лет Иван Фомин – наряду со Щусевым, Жолтовским и Щуко – рассматривался как один из тех, на чьё творчество должна ориентироваться советская архитектура. Незадолго до своей смерти Иван Фомин написал «Совет молодым», как письмо в будущее, по-прежнему актуальное и по сей день: «Если ты хочешь оставить после себя след в искусстве, если ты действительно хочешь внести нечто ценное в искусство своей страны, то, прежде всего, научись глубоко понимать и ценить подлинное искусство и отличать его от халтуры, пошлости и отсебятины. Только этот честный путь приличен и может быть одним из камней той пирамиды, которую мы строим коллективно на фронте советского искусства».
https://dialogmm.ru/wp-content/uploads/2022/07/moemetro129.pdf