ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ МОЗАИКИ ГРИГОРИЯ ОПРЫШКО УКРАШАЮТ ФАСАД ЗДАНИЯ СОВЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ В МОСКВЕ, ЛЕНИНСКОГО МЕМОРИАЛА В УЛЬЯНОВСКЕ И ДВОРЦА КУЛЬТУРЫ ХИМИКОВ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, КРОМЕ ЭТОГО ЕГО РАБОТЫ МОЖНО УВИДЕТЬ СРАЗУ НА НЕСКОЛЬКИХ СТАНЦИЯХ МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА.
И стория мозаики насчитывает более 5 тысяч лет– ещё в Месопотамии колонны храма Нинхурсаг (богини-матери в шумеро-аккадской мифологии) на территории города-государства Ура (сейчас это южный Ирак) были выложены геометрическим узором из треугольников розового известняка, сланца и ракушек. В Греции, на острове Крит, в период раннего неолита выкладывали орнаментом галечные полы. В нашей стране в 1930-х годах искусство, исторически связанное с культовым зодчеством, было поставлено на службу пропаганде советского строя. Мозаика настолько удачно вписалась в статусные сооружения, прежде всего в интерьеры павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и станций московского метро, что не утратила популярности и в 1960–70-е годы. Напротив, она вышла на фасады, освоила демократичные материалы и стала одним из главных способов добавить декоративности лаконичным архитектурным объёмам, заставить заговорить нейтральные по образу здания. Мозаичные панно до сих пор украшают фасады и интерьеры самых разных общественных зданий – научно-исследовательских и учебных институтов, министерств и музеев, кинотеатров, кафе, магазинов, а иногда даже появлялись на торцах обычных жилых домов. При этом стиль мозаичных изображений иногда довольно далеко отклонялся от предписанного социалистического реализма, порой доходя даже до прямой абстракции.
Григорий Иванович Опрышко – один из самых известных отечественных художников, посвятивших себя мозаичному искусству, родился 22 июля 1911 года. В 1948 году он с отличием окончил МГАХИ имени В.И. Сурикова. Преподавал в Институте прикладного и декоративного искусства и Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшем Строгановском училище). Первой работой Григория Опрышко для московского метро стали 12 панно в технике флорентийской мозаики, украсившие свод центрального зала станции «Белорусская»-кольцевая. На каждом панно изображены сцены из жизни белорусских крестьян. За оформление станции художник и коллектив архитекторов-проектировщиков в 1952 году получили Сталинскую премию. Кстати, на панно «Вышивальщицы» женщины первоначально вышивали портрет Сталина, заменённый в 1961 году на орден Трудового Красного Знамени.
Следующей работе Григория Опрышко, огромному мозаичному портрету Иосифа Виссарионовича Сталина в наземном вестибюле станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии, до наших дней уцелеть не удалось. Панно площадью 20 кв. метров, изображавшее Вождя народов в полный рост, было собрано мастерами-мозаичистами из тысяч пластинок мрамора различных цветов и оттенков. В 1956 году, после разоблачения культа личности на XX съезде, мозаичное панно было разобрано, и сегодня о нём напоминает только гигантская белая рама напротив эскалаторного наклона. А следующую работу художника – фриз, украшающий наземный вестибюль станции «Киевская»-кольцевая, открытой в 1954 году,– можно увидеть и сегодня.
На «Библиотеке имени Ленина», одной из станций первой очереди Московского метрополитена, огромный портрет вождя революции появился только 30 лет спустя после её открытия. Флорентийская мозаика с профилем Владимира Ильича Ленина, сделанная по эскизу Григория Опрышко, появилась в торце станции в первой половине 1960-х годов. В 1969 году на Новом Арбате завершилось строительство комплекса зданий СЭВ (Совета экономической взаимопомощи) – организации, координирующей экономику стран Восточного блока. Фасад конференц-зала, выполненного в форме цилиндра, украшает абстрактное мозаичное панно «Богатство недр», созданное венгерскими мастерами по эскизам Григория Опрышко. Даже сегодня это здание поражает смелостью и красотой архитектурного решения. В 1970 году открылся Музей-мемориал В.И. Ленина в Ульяновске. Торжественный зал с огромным бюстом Владимира Ильича, являющийся сердцем мемориала, украшен мозаикой из цветной смальты. Здесь художник Григорий Опрышко работал вместе с автором скульптуры Ленина, Народным художником СССР Павлом Бондаренко, чтобы добиться единого образа. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что серп и молот на мозаике как бы вырастают в лучах восходящего солнца за спиной вождя, который стоит на волжском утёсе. А при попадании света на стены они начинают переливаться. И это не случайно – Григорий Опрышко для создания такого эффекта использовал больше двух килограммов сусального золота.
https://dialogmm.ru/wp-content/uploads/2022/07/moemetro123.pdf