Архитектор Дмитрий Чечулин

Самый именитый из первого поколения советских архитекторов, получивших архитектурное образование после революции 1917 года. Дмитрий Чечулин – художник и педагог, народный архитектор СССР (1971), трижды лауреат Сталинской премии (1941, 1949, 1953), главный архитектор Москвы в 1945–1949 годах. Необходимость компромиссов миновала это поколение – пафос культурной революции и догмы официальной идеологии были для них естественной «средой обитания». Чечулин по складу своего характера был не столько новатором, сколько трезвомыслящим интерпретатором традиции и незаурядным организатором. В своих предпочтениях Дмитрий Чечулин тяготел к русскому классицизму рубежа XVIII–XIX веков и закономерно стал одним из глашатаев сталинского архитектурного стиля, плавно перетёкшего к 1960–1970 гг. в индустриализованную неоклассику. Родился Дмитрий Николаевич Чечулин 22 августа 1901 года в городе Шостка Черниговской губернии (сейчас это Сумская область Украины) в семье мастера порохового завода. Семья Чечулиных была творческой: отец Николай Чечулин организовывал спектакли в народном театре, а Дмитрий помогал ему в оформлении декораций

Начальное образование Дмитрий Чечулин получил в церковноприходской школе, продолжил обучение в городском 4-классном начальном училище. В 1918 году поступил в Политехнический техникум при Шосткинском заводе, где работал в вечерние смены, чтобы поддержать семью после кончины отца в 1917 году. Кроме этого, служил в специальном батальоне, созданном для охраны завода, а также рисовал наглядные пособия и агитплакаты. В 1923 году Чечулина направили на учёбу в столицу в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). В июле 1931 года был объявлен конкурс на строительство Дворца Советов на месте снесённого Храма Христа Спасителя. Практически никто из крупнейших архитекторов, кроме Бориса Иофана и Ивана Жолтовского, не принял участие в первом этапе конкурса – это связывают с тем, что они могли знать о грядущей смене государственного стиля, повороте от конструктивизма к неоклассике. Из 160 поданных проектов только два были решены в новой стилистике – проект Жолтовского и совместный проект Дмитрия Чечулина и Анатолия Жукова, который в феврале 1932-го получил первую премию. На последующих этапах Проект станции «Комсомольская площадь» («Комсомольская»). Перспектива перронного зала Арх. Дмитрий Чечулин (1935) Эскиз интерьера станции «Киевская». Перспектива перронного зала Арх. Дмитрий Чечулин (1936) Эскиз проекта наземного вестибюля станции «Динамо» Арх. Дмитрий Чечулин (1938) для Дворца было выбрано совершенно иное решение, однако успешное участие в конкурсе принесло начинающему архитектору известность. В 1931 году Пленум ЦК ВКП (б) поставил задачу разработать Генеральный план реконструкции Москвы. В сентябре 1933 года для этого были созданы 10 проектных и 10 планировочных мастерских Московского совета, которым было поручено проектирование больших городских комплексов. Проектной мастерской № 2 руководил Щусев, и в сентябре 1933 года он пригласил к себе Дмитрия Чечулина. Несколькими годами позже, во время начавшейся кампании против Щусева, Чечулин возглавил его мастерскую и достраивал с видоизменениями некоторые из спроектированных им зданий (например, концертный зал имени П.И. Чайковского). В 1939 году Дмитрия Чечулина назначили начальником управления проектирования Моссовета. Позднее мастерская войдёт в состав Моспроекта, которым Чечулин будет руководить до конца жизни. В 1930-е годы начались работы по строительству Московского метрополитена. Дмитрий Чечулин спроектировал станции «Комсомольская» (1935) и «Киевская» (1937–38).

«В ДЛИННОЙ ШИНЕЛИ С НАШИВКАМИ, В БУДЕНОВКЕ ПРИЕХАЛ В МОСКВУ. ПОЕЗД ПОДОШЁЛ К ПЕРРОНУ КИЕВСКОГО ВОКЗАЛА. МОГ ЛИ Я ПОДУМАТЬ ТОГДА, ЧТО ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ПО МОИМ ПРОЕКТАМ БУДУТ СООРУЖЕНЫ ПРИГОРОДНЫЙ ВОКЗАЛ И СТАНЦИЯ МЕТРО «КИЕВСКАЯ»… С АРХИТЕКТУРОЙ МЕНЯ ПОДРУЖИЛА МОСКВА. В ПЕРВЫЕ ДНИ Я НИКАК НЕ МОГ НАГЛЯДЕТЬСЯ НА ГОРОД ВЕЛИКОГО ЗОДЧЕСТВА, ХОДИЛ БЕЗ УСТАЛИ, НЕ ЖАЛЕЯ СВОИХ КРАСНОАРМЕЙСКИХ САПОГ…», – ВСПОМИНАЛ ДМИТРИЙ ЧЕЧУЛИН В СВОЕЙ КНИГЕ «ЖИЗНЬ И ЗОДЧЕСТВО».

В соответствии с лозунгом «Строим лучшее в мире метро!», принятым ЦК партии, обе станции вышли богато декорированными в противовес «голому функционализму западноевропейской подземки». Облицованные различными видами мрамора, гранитом, украшенные майоликовыми панно, рельефами с использованием национальных или символических мотивов, они имели свой неповторимый облик. Также Дмитрий Чечулин работал над вестибюлями станций «Охотный ряд» (1935) и «Динамо» (1938). В годы войны Дмитрий Чечулин, занимая должность начальника проектирования Москвы, организовывал штаб маскировки города и командовал военизированной ротой инженерной разведки. С 1942 года возглавлял специальную комиссию по восстановлению разрушенных зданий и сооружений. Под его руководством восстановлено и капитально отремонтировано около тысячи жилых домов и более ста административных зданий. В 1944 году Дмитрий Чечулин, взяв в соавторы Михаила Посохина и Ашота Мндоянца, надстроил перемещённое при расширении Тверской улицы в 1937– 1938 годах здание Моссовета – бывший дом московского генерал-губернатора. Этой реконструкции предшествовали 18 отвергнутых проектов Ивана Жолтовского, разработанных в 1939–1944 годах: архитектор отказывался реализовать идеи московских градоначальников. Дмитрий Чечулин совместно с архитектором Абрамом Заславским «Восьмая высотка» – нереализованный проект административного здания в Зарядье Арх. Дмитрий Чечулин (1949) Проект жилого высотного здания на Котельнической набережной Арх. Дмитрий Чечулин, Андрей Ростковский (1949) Проект здания Управления Аэрофлота Арх. Дмитрий Чечулин, Иван Шадр (1934) в 1944 году подготовил предложения по первоочередным работам в ­Москве в связи с празднованием 800-летия столицы, которое отмечалось в 1947 году. Предполагалось завершить реконструкцию главных магистралей и площадей, отреставрировать памятники, возвести новые монументы, подготовить книги по истории архитектуры столицы. Высотное строительство также было приурочено к юбилею. Сооружение высоток в Москве стало возможно согласно Постановлению Совета Министров СССР «О строительстве в Москве многоэтажных зданий», вышедшему в январе 1947 года и развивавшему идеи Генерального плана Москвы 1935 года, разрешавшего возводить дома выше 9–12 этажей. Формальным автором идеи строительства высоток считается Сталин, всё более разочаровывавшийся в идее Дворца Советов, однако в своих мемуарах Чечулин указывал, что идею кольца московских небоскрёбов подал именно лично. В 1945 году Дмитрий Чечулин был назначен главным архитектором Москвы. На новой должности с 1947 года он руководил работами по проектированию высотных зданий. Уже к весне 1949 года безо всяких публичных конкурсов были готовы проекты восьми зданий. Сам Чечулин работал над двумя запланированными высотками – жилым домом на Котельнической набережной (совместно с архитектором Андреем Ростковским) и административным зданием в Зарядье. Дом на Котельнической набережной стал продолжением девятиэтажного жилого дома, стоявшего вдоль Москвыреки и спроектированного Чечулиным ещё до войны. Один из корпусов будущей высотки начали возводить в 1937 году, и к началу масштабного строительства в 1947 году, когда для нового дома снесли четыре соседних переулка, он стоял 8-этажным недостроем. Сложный характер местности с перепадом высот заставил архитектора включить будущий кинотеатр «Иллюзион» в тело нового дома. И чтобы компенсировать потерю площадей, центральную часть высотки Чечулин увеличил с 16 до 26 этажей (вместе с техническими помещениями высота дома составила 32 этажа). Уже в 1952 году 176-метровый дом на 700 квартир начали заселять: большую часть квартир заняли сотрудники НКВД, остальные квартиры дали деятелям культуры и науки; среди жильцов дома был и сам архитектор. В январе 1950 года Чечулина на посту главного архитектора Москвы сменил Александр Власов, приехавший из Киева вместе с Никитой Хрущёвым. С этого «ВИДЯ, ЧТО СИЛУЭТ СТАРОЙ МОСКВЫ СПАСТИ НЕВОЗМОЖНО, Я МНОГО РАЗМЫШЛЯЛ НАД ТЕМ, КАК СОХРАНИТЬ ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИЙСЯ ХАРАКТЕР НАШЕЙ СТОЛИЦЫ. МЫСЛЬ О ВЫСОТНЫХ ЗДАНИЯХ ПРИШЛА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ НАД КОНКУРСНЫМ ПРОЕКТОМ ДОМА НА КОТЕЛЬНИЧЕСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ. НЕКОТОРЫЕ КОЛЛЕГИ, ЗАБОТЯСЬ О ТОМ, КАК БЫ НЕ ПЕРЕКРЫТЬ КРУПНЫМ ЗДАНИЕМ КРАСИВУЮ КОМПОЗИЦИЮ ДРЕВНИХ СОБОРОВ НА ШВИВОЙ ГОРКЕ, ПРЕДЛАГАЛИ ПОСТРОИТЬ ЗДЕСЬ МАЛОЭТАЖНОЕ ЗДАНИЕ. Я ЖЕ ВИДЕЛ ВОЗМОЖНОСТЬ МАСШТАБНОГО СОПОСТАВЛЕНИЯ», – ПИСАЛ В СВОИХ МЕМУАРАХ ДМИТРИЙ ЧЕЧУЛИН. момента влияние Чечулина стремительно сходит на нет. Стройка в Зарядье начинает буксовать. Формально из-за нехватки ресурсов, так как все силы Управления строительством Дворца Советов были брошены на скорейшее завершение второго проекта ведомства – Главного здания МГУ. К ­моменту смерти Сталина в 1953 году в Зарядье был готов фундамент, но последовавшая хрущёвская борьба с «архитектурными излишествами» не оставила проекту шансов. Чечулин разрабатывал десятки проектов новых зданий, которые использовали бы готовый фундамент, но их все отклоняли, что для архитектора было большим ударом. В 1960 году Чечулин предложил и реализовал проект открытого плавательного бассейна «Москва» вместо котлована, оставшегося после прекращения строительства Дворца Советов на месте взорванного Храма Христа Спасителя. Площадь бассейна составляла 13 тысяч кв. м, он мог принять до двух тысяч человек одновременно. C завершением строительства Дворца съездов в Кремле возникла необходимость во вместительной гостинице. Её проектирование поручили мастерской Дмитрия Чечулина. Так у архитектора появилась возможность использовать территорию Зарядья и уже готовые фундаменты. В 1958 году архитектор создал проект гостиницы «Россия», рассчитанной на 5 тысяч человек (2722 номера). После строительства с 1964 по 1967 год она стала крупнейшим в мире гостиничным комплексом. В южном корпусе находился центральный концертный зал на 2600 мест, открытый в 1971 году, а в стилобате под ним – двухзальный кинотеатр «Зарядье» на 1500 мест. Объёмы гостиницы были сравнимы с объёмом основания непостроенной высотки. Последней крупной работой Дмитрия Чечулина стал Дом Советов РСФСР (ныне Дом Правительства России) на Краснопресненской набережной, за проектирование и строительство которого архитектора отметили Ленинской премией. В архитектуре Белого дома воплощены идеи, заложенные ещё в 1934 году при ­проектировании Дома Аэрофлота. Здание Управления Аэрофлота планировалось возвести на площади Белорусского вокзала как памятник героической советской авиации, спасшей в 1934 году экипаж затонувшего парохода «Челюскин». Однако из-за неверного выбора места строительства проект тогда так и не был реализован.  

https://dialogmm.ru/wp-content/uploads/2022/07/moemetro114.pdf

Рубрика: 

Город: 

 

Предлагаем на выбор купить подшипники на https://bergab.ru/ с доставкой покупателю, недорого.

  LiveInternet: показано число просмотров за 24+ часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс.Метрика