Выдающийся советский архитектор Иосиф Ловейко обладал ярко выраженным талантом зодчего и оставил весомый след в архитектуре Москвы. С метрополитеном столицы его связывают реализованный проект наземного вестибюля одной из станций первой очереди (Сталин лично придумал ему название), нереализованный проект одной станции Кольцевой линии (здесь пришлось конкурировать с самим Душкиным), а еще здание, которое сегодня является центром управления всем Московским метрополитеном (правда, подобное предназначение здания архитектором совсем не предполагалось).
Т ворческая биография любого крупного мастера, будь то литератор, композитор или архитектор, всегда интересна сама по себе. В неповторимой индивидуальности художника преломляются черты «коллективного портрета» поколения, к которому он принадлежит. Такой подход позволяет по-новому взглянуть на хорошо известные события или явления, найти в них ускользавшие до сих пор нюансы, а подчас и вовсе пересмотреть устоявшиеся взгляды. Поколение Ловейко внесло весомый вклад в развитие советской архитектуры, участвовало в интереснейших конкурсах, проявив раннюю творческую самостоятельность, стремительно и по-юношески легко перешло от конструктивизма к классике, а через два десятилетия трудно и медленно овладевало индустриальными методами строительства. Через все эти этапы прошел и герой нашего рассказа – один из немногих зодчих, удостоенных почетного звания Народного архитектора СССР. Иосиф Ловейко родился в 1906 году в крестьянской семье в Приморской области. Окончил ремесленное училище, затем поступил на рабочий факультет во Владивостоке. Преподаватели рабфака обратили внимание на художественные способности молодого человека и направили его в московский ВХУТЕМАС. Он подал документы на архитектурный факультет, который окончил в 1931 году. Куратором его дипломного проекта был архитектор-конструктивист Александр Веснин. Получив диплом, Иосиф Ловейко начал работать в Стройсекторе ВСНХ РСФСР, а затем в архитектурно-проектных мастерских Моссовета (будущий Моспроект). Все творчество Иосифа Ловейко (за исключением немногих работ) связано с Москвой. Он участвовал буквально во всех крупных архитектурно-строительных проектах в столице. Его первые самостоятельные работы связаны с реконструкцией Москвы, развернувшейся в начале 30-х годов. В это время жизнь сталкивает Ловейко с одним из интересных мастеров советской архитектуры – Даниилом Фридманом. Работая под его руководством, Иосиф Игнатьевич выполняет ряд проектов, в том числе оформление наземного вестибюля станции «Площадь Дзержинского» (сейчас – «Лубянка»). Основной композиционный элемент фасада наземного вестибюля станции – сильные дуги двухарочных входов, подчеркнутых широкими порталами. Тема арки здесь возникает не случайно: архитекторы как бы развивают ее, «взяв» с углового фасада и окон четвертого этажа, расположенного неподалеку от Делового двора, построенного Иваном Кузнецовым в начале прошлого века, и тем самым крепко «привязывают» входной павильон к площади. Его фасад столь значителен, что сравнительно небольшое по размерам здание способно «удерживать» одну из сторон просторной площади. Тема арки обозначена так определенно, что Алексей Душкин в 50-е годы при проектировании «Детского мира» сделал ее основным мотивом, определяющим архитектуру всей площади и связывающим воедино ее разнохарактерные и разновременно возникшие сооружения. До сих пор Лубянская площадь – одна из немногих московских площадей, обладающая определенной целостностью, и в этом едва ли не ведущая роль принадлежит наземному вестибюлю станции метро. Входные арки-порталы не только придавали вестибюлю характер общественного здания, но и, словно «втягивая» в себя пространство площади, способствовали преодолению противоречия между наземным и подземным, облегчая этот переход. Задача далеко не последняя среди тех, что стояла перед архитекторами, проектировавшими первые станции метро. Другой не менее важной задачей было организовать средствами архитектуры ориентацию пассажира в городе, приучить его к новому и непривычному по тем временам виду транспорта. И этой задаче также отвечали входные арки – сильный композиционный прием, невольно привлекающий к себе внимание. Существует легенда, что когда Сталин впервые увидел творение Фридмана и Ловейко, то пошутил в сторону курировшего строительство метро первой очереди Лазаря Кагановича: «Это из земли торчат «уши Кагановича», который внимательно прислушивается ко всему, что происходит в здании напротив». А в здании на противоположной стороне площади располагался НКВД – Народный комиссариат внутренних дел СССР. В 1935 году Иосиф Ловейко принимал участие в составлении Генерального плана Москвы, а также в проектировании и строительстве крупных жилых домов, отличавшихся монументальной уравновешенностью форм, торжественной представительностью фасадов, украшенных ордерными деталями. Во время Великой Отечественной войны Ловейко участвовал в создании оборонительных сооружений на ближних подступах к Москве, проектируя для города специальные сооружения. С 1944 года он снова вернулся к проектированию гражданских зданий и в 1946 году возглавил Архитектурно-строительную мастерскую Моссовета. В послевоенное десятилетие Иосиф Ловейко разрабатывал проекты в стиле «сталинский ампир». В этом же стиле была спроектирована и построена под руководством Ловейко гостиница «Советская» на Ленинградском проспекте, получившая в 1951 году Государственную премию СССР. В 1950 году Иосиф Ловейко представляет на конкурс проект станции «Новослободская», выполненный совместно с Владимиром Свирским. Но здесь однозначную и убедительную победу одержал яркий проект Алексея Душкина и Александра Стрельцова с оформлением станции эффектно подсвечиваемыми изнутри витражами, выполненными по эскизам художника Павла Корина. В 1955 году Иосиф Ловейко становится главным архитектором Москвы. Основной задачей властей тогда являлось строительство новых районов на окраинах столицы. Именно во второй половине 1950-х годов происходит отказ от проектирования отдельных зданий, основной единицей городской застройки стал микрорайон. На посту главного архитектора Москвы Ловейко занимался в том числе разработкой перспективных магистралей. В 1960 году он заявил о необходимости создания в столице Третьего, Четвертого и Пятого транспортных колец. Также он предлагал перестроить Садовое кольцо, чтобы избежать его пересечения с радиальными направлениями. Решение этой задачи он видел в создании тоннелей на пересечении улиц. В 1960-х советские архитекторы вернулись к идее функционализма: внешняя форма здания являлась отражением процессов, для которых оно предназначалось. Особенно ярко эта тенденция проявилась при создании общественных учреждений. По этому принципу в 1970 году Иосифом Ловейко совместно с Николаем Гайгаровым и Всеволодом Тальковским был спроектирован кинотеатр «Ереван». Амфитеатр главного зала на 1600 мест нависал над клинообразным фойе и малым залом на 300 мест, который располагался в цокольном этаже. В середине 1990-х годов кинотеатр прекратил работу. Здание долгое время простояло заброшенным, пока в 2013 году не было передано на баланс ГУП «Московский метрополитен». После перестройки здания кинотеатра в 2017 году здесь был открыт Центр управления обеспечением транспортной безопасности Московского метрополитена. А в начале октября 2019 года открылся Единый диспетчерский центр, откуда сегодня осуществляется оперативное управление всеми системами московского метро.
https://dialogmm.ru/wp-content/uploads/2022/07/moemetro113.pdf