Станция «Театральная»
Дата открытия: 6 ноября 1987 года
Архитекторы станции: Н. Алёшкин, А. Крушинский, Т. Целиковская
Художник: А. Кущ
Тип станции: пилонная глубокого заложения
Платформа: островная, длиной 102 метра
Проектные названия: "Улица Ленина" ("Вулиця Леніна"), "Театральная"
Прежнее название: "Ленинская" ("Ленінська") до 2 февраля 1993 года
Пассажиропоток: 17,9 тыс в сутки (2013 г)
1. Описание станции
2. Проекты и строительство
3. История и происхождение названия
"Театральная" - станция с необычной историей. Изначальные проекты были гораздо ближе к театрам, нежели прежнее название станции "Ленинская", однако по иронии судьбы станция получила оформление целиком и полностью связанное с вождем Октябрьской революции, но при этом носит название "Театральная". В ночь с 22 на 23 февраля 2014 года, во избежание актов вандализма было принято решение демонтировать всё оформление станции связанное с Лениным, сам бюст загородили временной фальшстеной, на которой в ноябре 2014 года, подчеркнув современное название станции, изобразили вид зрительного зала со сцены Киевской Оперы. Кроме красного-коричневого гранита, которым облицованы стены ничего "ленинского" в оформлении станции больше не осталось. Напомним, что в связи с проведением массовых акций протеста по всей стране в начале 2014 года было уничтожено и повреждено порядка 100 памятников и бюстов В.И. Ленина.
Необычна также история строительства станции - "Театральная" была встроена в действующую линию между "Крещатиком" и "Университетом", и строилась специально ради обеспечения пересадки на Сырецко-Печерскую линию.
Станция "Театральная" была открыта 6 ноября 1987 г., открытие станции было приурочено к 70-ти летию Октябрьской Революции. Название на момент открытия станции - "Ленинская". Конструкция станции трехсводчатая пилонная глубокого заложения. Как уже было сказано выше, "Театральная" является частью пересадочного узла между Святошинско-Броварской и Сырецко-Печерской линиями.
Несмотря на то, что пассажиропоток на вход всего - 17,9 тыс. пассажиров в сутки станция всегда многолюдна. Сколько десятков тысяч перемещается через пересадку - можно только догадываться. Вообще, в часы пик пересесть с "Театральной" на "Золотые ворота" достаточно проблематично и существующий пересадочный узел уже давно нуждается в расширении. Первые разговоры о строительстве второго перехода на "Золотые ворота" начались еще в 2007 г., но на текущий момент по-прежнему нет даже проекта будущего перехода, поэтому говорить о сроках его строительства, как и сроках появления второго выхода, для которого был оставлен задел в торце станции, пока преждевременно.
Станция расположена в центральной части города, рядом с главной улицей Киева - Крещатиком. Выход в город через подземный переход который соединён с кассовым залом на перекрёсток улиц Богдана Хмельницкого и Пушкинской. Кассовый зал соединён со станциями двумя маршами четырёхленточных эскалаторов, объединённых промежуточным залом.
01. Сегодня станция выглядит так. Подчёркивая современное название, торец центрального зала завершает вид зрительного зала Киевской Оперы.
02. До февраля 2014 года, станция выглядела совсем иначе. Это была наиболее пропитанная советской идеологией станцией Киевского метро. Ведь прежнее её название было "Ленинская", несмотря на то, что станцию переименовали в 1993 году, "советский дух" присутствовал на станции ещё 21 год.
03. Пилоны станции облицованы красно-коричневым гранитом Лезниковского месторождения в Житомирской обл. (то же месторождение, откуда в 1929 г. был взят гранит для Мавзолея). На полу станции можно заметить едва различимый рисунок - между пилонами гранит имеет несколько иной оттенок, образуя широкие поперечные полосы.
04. В нишах пилонов были установлены бронзовые вставки в форме знамен с цитатами из работ В.И. Ленина на русском и украинском языках на противоположных друг относительно друга пилонах. Демонтированы в феврале 2014 года.
05. В торце центрального зала станции установлен большой бронзовый горельеф В.И. Ленина. В отличие от своих собратьев на "Университете" и "Берестейской", в 90-е годы он не попал под нож. Вероятнее всего потому, что здесь его не так просто демонтировать. В конце 2009 и в начале 2010 г. вандалы пытались дважды повредить бюст: сначала покорежить кувалдой, потом выжечь на лбу звезду. В обоих случаях Ильич оказался живее всех живых, т.к. бронза подобным посягательствам поддается плохо. После "свержения" памятника Ленину во время событий "Евромайдана" в 2013 году, это скульптурное изображение Ильича оставалось единственным в центре Киева. В феврале 2014 года загорожен фальшстеной на которой сегодня нанесено изображение зрительного зала Национальной оперы Украины.
06. Каждая пара "знамён" была оригинальной формы.
07. Подсветка во всех трёх залах станции закарнизная. Со стороны платформ центральная часть пилонов облицована светло-серым мрамором, путевые стены облицованы белым мрамором.
08. Верхний вестибюль станции представляет собой тот редкий случай, когда вместо простых перекрытий и стен было сделано нечто большее. Эскалаторный зал станции целиком является композицией "Спираль времени".
09. Построенная из горельефов и барельефов, расположенных на стенах зала и олицетворяющих собой исторические события, спираль уходит на свод, закручиваюсь вокруг большой люстры.
10. Начало спирали.
11. Композиция наполнена соцреалистическими мотивами, которыми когда-то была богата советская архитектура.
12. Спираль изобилует многочисленными лозунгами ушедшей эпохи.
13. Сейчас, конечно, такие лозунги как "Через трактор к социализму" вызывают улыбку.
14. Между тем детали композиции проработаны очень хорошо, их гораздо интересней разглядывать, чем сухие цитаты внизу на пилонах станции.
15. Нижняя часть спирали завершается словами "Миру мир!" и подчеркнута голубями, улетающими в небо дальше по спирали.
16. Ещё с древних времён голубь считается птицей мира. Существует легенда, что однажды залётная голубка свила гнездо в боевом шлеме, который принадлежал богу войны Марсу. Марс не смог отправиться в поход, потому что другого шлема у него не было. С тех пор и повелось считать голубя символом мира.
17. Голубь считается первой одомашненной птицей, это произошло ещё в 5000 году до нашей эры в Египте. Чуть позже, египтяне обнаружили, что голубь всегда возвращается в свой дом, выбирая кратчайший путь. По сути, это стало прообразом почты. Ещё много веков люди пользовались услугами такой "экспресс-почты", пока не начала приближаться эпоха технических открытий.
18. Во время Первой и Второй Мировых войн вооруженные стороны опять начинают зависеть от скромной помощи голубей. На поле боя в каждом полке было принято иметь передвижную голубиную группу. В общей сложности во время двух войн были задействованы сотни тысяч "птиц Мира".
19. Птицы выполнены великолепно, думаю, читатель согласится, что поднимаясь на эскалаторе на них гораздо приятней смотреть, чем на банальный побеленный потолок.
20. Станция в первые годы работы. На балкончиках перехода свет не горит - "Золотые ворота" еще не открыты.
2. Строительство станции и проекты
В 70-е годы, когда проектировалась Сырецко-Печерская линия, остро встал вопрос организации пересадочных узлов с уже существующими линиями. И, если возможность пересадки с Куреневско-Красноармейской линии была изначально заложена на станции "Площадь Льва Толстого", то со Святошинско-Броварской все было не так однозначно. В 1940-е годы при планировании сети метрополитена предполагалось, что третья линия метро будет пересекать первую в районе станции "Университет" с пересадкой на станции "Улица Коминтерна", но при непосредственной разработке проекта трассировка Сырецко-Печерской линии была скорректирована и станция "Университет" оказалась на значительном отдалении от основной трассы, что потребовало бы строительства слишком большой и неудобной загогулины на линии. Кроме того, широкие пилоны "Университета" и его короткий центральный зал явно не располагали к перемещениям большого количества людей. Вариант завести линию через "Крещатик" также не выдерживал никакой критики, т.к. последняя и без того была перегружена. В результате был выбран третий вариант: построить между "Крещатиком" и "Университетом" новую станцию и уже на ней организовать пересадочный узел. Кроме решения проблемы пересадки, новая станция также заполняла давний пробел в виде исключенной из проекта первой очереди станции рядом с Оперой.
Летом 1981 года на углу улиц Ленина (ныне - Богдана Хмельницкого) и Пушкинской появились деревянные заборы с привычной буквой "М". Работы на будущей станции велись в сложных гидрологических условиях, кроме того, обстановка осложнялась многочисленными коммуникациями, которыми испещрена центральная часть города, для переноса которых был сооружён коллектор, а прямо над ним был сооружён подземный переход, что являлось уникальным случаем в практике метростроения.
При строительстве "Ленинской", метростроевцы ещё не раз сталкивались с различными трудностями. К примеру, когда начали забивать сваи под котлован вестибюля возникла угроза повреждения здания находящегося рядом театра имени Леси Украинки, после чего проект был в спешном порядке пересмотрен и вместо свай стали пробурили порядка 800 скважин.
В отличие от московской "Тверской", которую встроили прямо в действующий перегон, причем без перекрытия движения (см. картинку), схема строительства "Театральной" выглядела иначе. Давайте посмотрим, о чем идет речь по схемам ниже.
1. Вначале был самый обычный перегон между "Крещатиком" и "Университетом", открытый в 1960 г., единственное, чем он выделялся то что долгое время он был самым длинным в киевском метро. Жил он себе спокойно своей жизнью, пока не решили строить "Театральную".
2. Южнее действующего перегона была построена станция и тоннели, к ней примыкающие. Вначале, строительство станции и прилегающих тоннелей никак не влияло на движение поездов. Когда же проходчики приблизились к действующим тоннелям, движение поездов было прекращено.
3. На завершающем этапе строительства (в 1987 г.) была выполнена врезка новых тоннелей в старую трассу. С 1 апреля по 1 октября движение по перегону было закрыто и линия оказалась разорванной на две части. Поезда ходили от "Лесной" до "Крещатика" и от "Святошина" до "Вокзальной". Также от "Вокзальной" до "Университета" по 2-му пути ходил челнок. Чтобы компенсировать разрыв в движении поездов метро, на этот период было открыто 4 новых автобусных и 3 троллейбусным маршрута; на 5-ти автобусных и 2-х трамвайных было увеличено количество подвижного состава; 4 троллейбусных маршрута временно изменили свою трассу. Спустя чуть более месяца после завершения врезки открылась "Театральная". Всё это время поезда проходили станцию без остановки, а пассажиры в окна могли наблюдать завершающий этап строительства станции.
4. Наконец, спустя два года была открыта Сырецко-Печерская линия с пересадкой на "Золотые ворота". Ее строительство, конечно, было более растянуто во времени и целый ряд выработок появился одновременно со строительством "Театральной", но нам сейчас для схемы это не сильно важно. Старые тоннели перегона "Крещатик"-"Университет" в местах врезки забутованы и действующий тоннель внешне ничем не отличается от любого другого тоннеля в метро. Основная же часть старых тоннелей между врезками существует в прежнем виде, хотя оборудование и рельсошпальная решетка были частично демонтированы. Сейчас старые тоннели используются как часть вентиляционной системы действующих тоннелей. При строительстве "Золотых ворот" их, кстати, пришлось слегка "подрезать" снизу сводом центрального зала станции.
22. Варианты Киевметропроекта. Этот и следующий эскиз были наиболее близки к реализации и по их образу и подобию построена нынешняя станция. Изначальный замысел, заложенный в этих эскизах, заключался в аллюзии на классическую музыку, которую любил В.И. Ленин, поэтому в пилонах предполагались вставки композиций из труб, символизирующих орган. Однако, местному руководству партии показалось, что для станции с названием "Ленинская" такого формата прославления вождя революции недостаточно и сверху было спущено указание "доработать" проект. В результате вместо проекта с органными композициями, получилась чересчур монументальная станция с бюстом В.И. Ленина и его цитатами на пилонах.
23. Еще один вариант нереализованного оформления станции.
24. Эскиз подземного вестибюля.
25. Будущий вестибюль станции. Подготовка к монтажу эскалаторов.
26. Вид на вестибюль с противоположной стороны. Монтаж эскалаторов в самом разгаре. Нижний ярус - будущее машинное отделение, верхний - эскалаторный зал, через который проходят пассажиры. В нижнем левом углу можно увидеть частично смонтированные машины.
27. Армирование купола эскалаторного зала.
28. Осмотр станции архитекторами, руководством города и метростроя. На заднем плане можно разглядеть один из будущих проходов из центрального зала станции в боковой.
29. Одна из бригад, выполнявших врезку тоннелей в старый участок. В процессе врезки выяснилось, что за 30 лет бетон стал настолько крепким, что рассматривался вариант проведения буро-взрывных работ, но впоследствии обошлись без него.
30. Макет одного из пилонных барельефов.
31. Открытие станции 6 ноября 1987 г.
32. Открытие станции. Глава Совета Министров Украины В.А. Масол, первый секретарь ЦК Компартии Украины В.В. Щербицкий и начальник Киевского метро М.Е. Балацкий. Похожая схема с точечной подсветкой станций и линий и сейчас есть в управлении метрополитена на "Политехническом институте".
3. История и происхождение названия
Современное название станция получила 2 февраля 1993 г. от расположенных поблизости Национальной оперы Украины и Русского драматического театра им. Леси Украинки.
Русский драматический театр был создан в 1891 году, свои выступления труппа ставила в театре, который сейчас занимает театр имени Ивана Франко. В 1926 году Русский драматический театр был реорганизован в Русскую государственную драму и получил собственное помещение в бывшем театре Бергонье, где и находится по сегодняшний день. В 1941 году театру было присвоено имя Леси Украинки, в 1966 году получил звание академического.
Истоки Национальной оперы Украины уходят в середину ХІХ века, когда в Киеве была организована оперная труппа, которая получила помещение здания бывшего городского театра. В 1896 году в театре произошёл пожар полностью уничтоживший здание, после чего был проведён конкурсный проект на сооружение нового здания для театра, который выиграл архитектор В. Шретер. Возведение нового здания началось в 1898 году и закончено в 1901. Именно в этом здании во время спектакля 1 сентября 1911 году был убит П.А.Столыпин. В 1919 году Городской театр был переименован в "Государственный оперный театр им. К.Либкнехта", в 1926 году в Киевскую государственную академическую украинскую оперу (постановки шли на украинском языке), а в 1934 году, с приданием Киеву статуса столицы, театр стал называться - Академический театр оперы и балета УССР. В 1939 году ему было присвоено имя Тараса Шевченко.
Своё прежнее название станция получила в честь В.И.Ленина по расположенной у выходов из метро улицы Ленина, ныне переименованной в улицу Богдана Хмельницкого.