"Посмертные" станции метро

Станции метро проектировалось самыми разными архитекторами при самых разных обстоятельствах. Это были как наивные юнцы, строившие первую очередь метро, так как многин солидные архитекторы отказались от сомнительной затеи создать невиданный доселе дворцовый ансамбль под землей, так и именитейшие представители тогдашнего и современного архитектурного сообщества.

В этой статье мы рассмотрим станции, на которые так и не ступила нога их авторов. Посмертных проектов в главном московском подземелье много, удивительно много: можно считать это мистикой, удачным стечением обстоятельств, или закономерностью — неважно. Есть такие станции и в других метрополитенах нашей страны и за её пределами.

«Библиотека имени Ленина», 1935 год.

ИСПРАВИТЬ ДОПОЛНИТЬ

Первая станция метро, реализованная посмертно, не заставила себя ждать — уже в 1935 году, при открытии первой очереди, имя А. И. Гонцкевича во всех архитектурных журналах было обведено черной рамкой. Александр Игоревич умер рано, ему не было и пятидесяти — архитектор петербургской школы, он учился в Академии Художеств, затем работал над доходными домами со своим братом Евгением.

После революции Евгений уехал в Париж в эмиграцию, а Александр остался работать на молодое советское государство. Двумя его самыми известными работами и оказались станции метро — Библиотека имени Ленина и соседний Александровский Сад (тогда улица Коминтерна).

«Театральная» («Площадь Свердлова»), 1938 год.

ИСПРАВИТЬ ДОПОЛНИТЬ

Если смерть Гонцкевича осталась, скажем так, средне заметной, то автора другого проекта — метро «Площадь Свердлова» — оплакивали чуть ли не всенародно. Еще бы, знаменитый Фомин, сыгравший едва ли не ключевую роль в становлении советской неоклассики, или, как он ее называл, «красной дорики»!

Тоже архитектор петербургской школы, наряду с Щусевым, он был столпом советского неоклассицизма, основного течения-оппозиции модному тогда авангарду. В связи с постройкой этой станции очень примечательна история «доработки» проекта Поляковым (и последующей кармы, хехе)

https://spjasshka.livejournal.com/8351.html

 

Так, московская станция "Театральная" стала последней работой архитектора Ивана Фомина. Он не дожил до открытия станции, которое состоялось 11 сентября 1938 года, почти два года. Идеи Фомина воплотили в жизнь его ученики.

Несмотря на то что станция изначально носила название «Площадь Свердлова», в её оформлении архитектор старался выразить театральную тематику: сама станция вызывает ассоциации с театральным залом, колонны напоминают кулисы, а пространство между колоннами — занавес. По словам Фомина, станция «должна служить как бы аванзалом Театральной площади и выражать великую радость освобождённого искусства всех народов нашей страны». После переименования станции в «Театральную» её оформление стало полностью отвечать названию.

Архитектор Иван Фомин (1872-1936). Автор станций "Красные ворота" и "Театральная".

 

«Бауманская», 1944 год.

Ещё одна "посмертная" станция - московская "Бауманская". Её открыли 18 января 1944 года. Сначала хотели посвятить оформление восстанию Спартака. Но начавшаяся война внесла свои изменения.

Главная особенность станции — бронзовые скульптуры защитников Отечества и тружеников тыла. Их создавал Вячеслав Андреев (1890-1945) — он тяжело заболел, а позже скончался, не успев закончить работу. Среди его работ на станции — «Красноармеец со знаменем», «Красноармеец в маскировочном халате», «Метростроевка», «Лётчик». 

Замысел автора по его эскизам продолжили его жена О.А. Андреева и его ученик С.В. Кольцов. Они сделали другие 4 фигуры — «Командир», «Партизанка», «Рабочий», «Конструктор».

Сначала это были гипсовые скульптуры — спустя время они пришли в негодность. Их заменили на бронзовые, которые мы видим и сегодня.

«Электрозаводская», 1944 год.

"Электрозаводская-радиальная". Она открылась в 1944 став последним творением великого советского архитектора, академика архитектуры, одного из создателей сталинской архитектуры - Владимира Алексеевича Щуко (1878-1939). Зодчий скончался более чем за пять лет до открытия станции, работу над которой завершили его коллеги, архитекторы Владимир Георгиевич Гельфрейх и Игорь Евгеньевич Рожин. Стоит отметить, что станция была открыта в годы Войны. Изначально станцию планировалось завершить в начале 1942 года. С началом Войны строительство было остановлено. Незавершённая станция использовалась как убежище. Открытие случилось на 9-ю годовщину запуска московского метрополитена: 15 мая 1944 года, чуть позже чем весь остальной участок. Это было связано с проблемами наличия комплектующих эскалаторов, для чего на станции были смонтированы эскалаторы временно демонтированные со станции "Динамо" (на тот момент это была единственная в Москве станция глубокого заложения с двумя выходами, а в годы Войны, разумеется, высокого пассажира потока не ожидалось и на стадионе никаких массовых мероприятий не проводилось).

 

«Комсомольская», 1953 год.

Умер при работе над станцией метро и самый крупный деятель архитектуры России первой половины ХХ века — Алексей Щусев. Непревзойденный маэстро, универсал, работавший в самых разных стилях — от неоклассики и модерна до конструктивизма — умевший создать шелевр, удовлетворив вкусы совершенно непохожих друг на друга заказчиков, от РПЦ и до советского государства.

Станция метро Комсомольская-кольцевая стала символом московского метро и одной из его жемчужин совершенно заслуженно — достойное завершение жизни мастера!

ИСПРАВИТЬ ДОПОЛНИТЬ

 

Ещё одна "посмертная" станция - "Комсомольская - кольцевая" московского метро. Авторство одной из самых оживленных и выразительных станций принадлежит руке великого российского и советского зодчего Алексея Щусева (1873-1949), посмертно удостоенного Сталинской премией II степени за архитектуру проекта. 

Сам архитектор готовую станцию так и не увидел, скончавшись за два с половиной года до её открытия. Это стало последней воплощённой работой Алексея Викторовича. Станцию доделывали его ученики и коллеги, в числе которых архитектор Виктор Кокорин.

Станция "Комсомольская" является самой большой из колонных станций московского метрополитена и развивает принципы архитектуры Казанского вокзала, также созданного Щусевым. 

В деталях скульптурных плафонов «зала побед», в восьми громадных мозаичных панно художника П. Д. Корина, в общем, торжественном убранстве зала отражается значение станции как памятника победе в Войне и легендарным военным подвигам нашей страны.

 

«Чкаловская», 1995 год.

После того, как все великие архитекторы первой половины ХХ века закончились, традиция умирать при проектировании станций метро не прервалась. Одной из самых известных и замечательных зодчих Метрогипротранса была Алешина — автор таких станций, как Рязанский проспект, Кузнецкий Мост, Перово, Менделеевская и многих других.

Последним ее проектом стала «Чкаловская». Несмотря на простоту внешнего облика, станция выглядит очень торжественно, являясь достойным завершающим аккордом в творчестве Нины Алешиной.

ИСПРАВИТЬ ДОПОЛНИТЬ

 

«Достоевская», 2010 год.

Оформление станции посвящено творчеству Ф.М. Достоевского, родившегося неподалёку от современной станции. Напротив выхода из метро находится надпись: "Здесь, на Божедомке, ныне улица Достоевского, в 1821 году родился русский писатель Ф. М. Достоевский".

Станция стала последней, посмертной работой поистине великого советского и российского архитектора станций метрополитена - Льва Николаевича Попова. Станции его авторства можно увидеть в Московском, Новосибирском, Пражском, Бакинском и Ташкентском метро.

Льва Попова не стало в 2008 году, а проект станции, разработанный ещё в 80-е был реализован его учениками с небольшими изменениями как дань памяти заслуженному архитектору.

 

Ещё одна посмертная станция - московская "Достоевская". Мы не так давно о ней писали, но, думаю, будет не лишним ещё раз повториться. Станция стала последней, посмертной работой поистине великого советского и российского архитектора станций метрополитена - Льва Николаевича Попова (1932-2008). Станции его авторства можно увидеть в Московском, Новосибирском, Пражском, Бакинском и Ташкентском метро. Льва Попова не стало в 2008 году, а проект станции, разработанный ещё в 80-е был реализован его учениками с небольшими изменениями как дань памяти заслуженному архитектору. В последние годы архитектор сильно болел и уже не мог заниматься работой. Оформление станции посвящено творчеству Ф.М. Достоевского, родившегося неподалёку от современной станции. Напротив выхода из метро находится надпись: "Здесь, на Божедомке, ныне улица Достоевского, в 1821 году родился русский писатель Ф. М. Достоевский".

 

«Балтийская», 1955 год.

​​Ещё одна "посмертная" станция - "Балтийская" Петербургского метро. Главный архитектор станции Михаил Бенуа (1912-1955) не дожил всего два месяца до открытия метрополитена в Ленинграде, в составе первой очереди которого была "Балтийская".

Тема архитектурно-художественного оформления станции: "СССР - великая морская держава". 

В отличие от многих других станций, ребристый свод "Балтийской" окаймлён двумя зигзагообразными лентами. По задумке авторов, эти ленты напоминают вздувшийся парус, подчёркивая "морскую" тематику оформления станции.

Создателям станции удалось оформление подземного зала, в котором ощущается морской простор суровой Балтики. 

Оформление станции менее помпезное чем у других станций первой очереди, основная тема решается преимущественно средствами архитектуры, здесь нет скульптур и минимум декоративных деталей.

 

ИСПРАВИТЬ

Михаил Константинович Бенуа (1912–1955) — правнук знаменитого архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. Его дед гардемарином в составе русской эскадры совершил кругосветное путешествие, а отец, капитан 1-го ранга, преподавал в Высшем военно-морском училище им. М.В. Фрунзе. В 1938 г. Михаил Константинович с отличием защищает дипломный проект в Академии художеств и сразу же зачисляется в аспирантуру. В первые дни войны М.К. Бенуа руководит работами по маскировке Балтийского судостроительного завода, а 5 июля 1941 г. вместе со своими друзьями-аспирантами В.Д. Кирхоглани и П.Я. Мильштейном записывается добровольцем в ряды народного ополчения. Принимает участие в боях под Гатчиной, а затем командируется в инженерный отдел штаба 55-й армии, размещавшейся в селе Рыбацком. В 1943 г. в письме своему другу архитектору Б.Н. Журавлеву сообщает о замысле триумфальной арки для встречи в Ленинграде Красной армии-победительницы. Боевые заслуги архитектора отмечены орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». После демобилизации в 1945 г. М.К. Бенуа начинает работать в мастерской № 5 треста «Ленпроект». Сбылась его фронтовая мечта, он принимает участие в проектировании и возведении временных триумфальных арок Победы. Совместно с И.И. Фоминым разрабатывает проект застройки площади у Большеохтинского моста. Михаил Константинович — автор проектов жилых домов на Суворовском проспекте, улицах Бонч-Бруевича, Тульской, Новгородской. Жизнь талантливого мастера оборвалась 3 марта 1955 г., тяготы войны и блокады подточили его здоровье. 

Федор Федорович Олейник (1902–1954), будучи еще студентом Академии художеств, делает многочисленные зарисовки и архитектурные обмеры Павловского дворца, тщательно изучает художественные приемы талантливых строителей 
145
прошлого. Перед войной защищает докторскую диссертацию о конструкциях дворца. Когда началась война, Олейника направляют на Ленинградский фронт, в Управление военно-оборонительного строительства, в качестве инженера-фортификатора и инженера-маскировщика. А когда сняли блокаду Ленинграда, А.И. Зеленова, легендарный директор Павловского дворца, добилась, чтобы Федора Олейника, хорошо знавшего Павловск, отозвали с фронта. Предстояло восстанавливать разрушенный войной Павловский дворец, и командование штаба фронта отпускает архитектора в Павловск. После войны Федор Федорович Олейник становится главным архитектором восстановления Большого Павловского дворца. Десять лет работает в Павловске, возрождая дворец, просиживая ночами над чертежами, проектами. С утра до вечера, невзирая на опасности и неразорвавшиеся мины, он собирает вокруг разрушенного дворца все, что осталось от каминов, мебели, штукатурки. При составлении проекта восстановления дворца используются сохраненные в его семье за время войны все зарисовки и обмеры архитектурных конструкций. Помимо Павловска, архитектор находит время для работы над проектом станции метро «Балтийская», участвует в восстановлении Константиновского дворца в Стрельне. Однажды к отцу на работу приехал 15-летний сын. Подражая отцу, мальчик собирал остатки дворца и подорвался на мине. Отец очень тяжело переживал гибель сына. В ноябре 1955 г. на открытии станции «Балтийская» присутствовал только А.И. Кубасов, двое из этой талантливой группы — Бенуа и Олейник — не дожили до этого счастливого момента.
*** 

 

Создателям станции удалось оформление подземного зала, в котором ощущается морской простор суровой Балтики. Основная тема решается преимущественно средствами архитектуры, здесь нет скульптур, минимум декоративных деталей

 

 

«Адмиралтейская», 2011 год.

Ещё одна "посмертная" станция в северной столице, о которой мы недавно говорили - "Адмиралтейская". Эскизный проект станции выполнил еще в 1997 г. заслуженный архитектор России Александр Сергеевич Константинов (1937–2008) — петербургский архитектор, автор проектов оформления шести станций Петербургского метрополитена, выполнявший вплоть до своей смерти в 2008 г. авторский надзор и сопровождение строительства. Начальник СМУ-19 В. Самойлов вспоминает: «Этот архитектор был в известном смысле педант, требуя воплощения своих решений буквально от „А“ до „Я“. Даже когда мы говорили, что, мол, не можем, Александр Сергеевич, именно так, и показывали варианты, он вроде как соглашался, но, как правило, с трудом». «Адмиралтейская» — трехсводчатая станция с колоннами, которые соединены арочными проходами к поездам. Художественное оформление посвящено теме «Становление российского флота в эпоху Петра Великого, первые морские победы России на Балтийском море». Цвета станции традиционно ассоциируются с флотом и морем: черный, золотой и, конечно, белый и синий — цвета воды, неба и одновременно Андреевского флага. Три пары проходов между колоннами на «Адмиралтейской» закрыты декоративными простенками, украшенными бронзовыми медальонами с барельефами великих русских адмиралов и флотоводцев, которые выполнили скульпторы Валентин Дмитриевич Свешников, автор петербургского памятника М.В. Ломоносову, и Альберт Серафимович Чаркин. Валентин Дмитриевич вспоминает: «В совместной работе с Александром Сергеевичем Константиновым, автором архитектурного проекта этой станции, у нас сложился очень сильный коллектив. Когда появились первые эскизы, я выполнил два варианта скульптурного портрета адмирала Ушакова. Они предполагались в более активном формате, чем сейчас, поскольку это был глубокий рельеф, почти круглые портреты. Впоследствии, уже после смерти Константинова, решено было делать барельефы более плоскими. Но их чашеобразная форма сохранилась». Первоначальный проект станции предусматривал разместить «в шести нишах центрального нефа… мраморные скамьи для отдыха пассажиров, над ними… памятные медальоны, посвященные важнейшим событиям в период становления Российского флота», но затем решили установить медальоны с портретами восьми адмиралов. В дальнейшем, поскольку станцию сократили в длину, их осталось шесть.

Рубрика: 

Город: 

 

Предлагаем на выбор купить подшипники на https://bergab.ru/ с доставкой покупателю, недорого.

  LiveInternet: показано число просмотров за 24+ часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Яндекс.Метрика