Тема подземки всегда интересна обывателю. Заманчивый таинственный мрак метро всегда пленил любопытные взоры жителей больших городов и им сочувствующих - многие из нас, давайте признаемся честно, ещё в юном возрасте пытались всматриваться в окна, разглядывать тоннели, задаваться различными вопросами: где в рельсах ток, как разворачиваются поезда на конечных, куда уходит загадочный путь за станцией "***" и т.д. В отсутствие интернета находить ответы помогали газетные вырезки, общение с людьми и личные наблюдения. Затем были интернет-форумы и сообщества, обучение в профильном ВУЗе и интересная творческая работа в метро и на вагоностроительном заводе.
В 2012 году я провел, можно сказать, случайно экскурсию по станциям действующего метро и на удивление обнаружил, что эта тема актуальна и интересна большому количеству людей. С тех пор я рассказываю простым языком и с юмором о том, что же такое это МЕТРО.
С юных лет мне было любопытно - куда же уходит поезд на конечных станциях? По аналогии с трамваями может показаться, что на конечных станциях есть разворотные петли, как на конечных остановках наземных видов транспорта. Кстати, такое действительно в метрополитенах встречается, но очень редко и в других странах.
Казалось бы, совершенно логичное решение, но не так всё просто! В Советских же реалиях строить такую тоннельную петлю было просто расточительством - какой протяженности должен же быть тоннель с учетом ограничений по радиусу кривых (поворота, то есть)? Больше километра - а это почти что расстояние уже до соседней гипотетической станции. Согласимся, что лишние километры лучше отдать народу, правда?
Чтобы не сходить с рельсов и не терять скорость радиус поворота должен быть внушительный, поэтому в отечественных условиях с самого начала освоения подземного пространства в транспортных целях (с 1935 года, когда в Москве открыли метрополитен) стали использовать схему со съездами между путями. Сейчас наглядно объясню принцип - ничего сложного!
Анимация, демонстрирующая процесс оборота поезда на конечной станции. Один из наиболее простых вариантов.
Многие пользователи подземок наверняка обращали внимание на "свою атмосферу" конечных станций в отличие от всех остальных. Уехать "за горизонт" вам не дадут, вежливо попросят освободить состав (кстати, так было не всегда). Что же происходит далее?
Машинист поезда, приведя его на конечную, выходит и условно передаёт кабину своему коллеге - маневровому машинисту (именно он и развернет, а правильнее - обернёт состав). Одновременно в хвостовую кабину поезда садится второй маневровый - ему будет необходимо вывести состав на противоположный путь.
После выхода всех пассажиров и проверки состава на предмет оставшихся (и такое бывает: "Подъём! Конечная!" и стук металлическим предметом по поручню, чтобы пассажир проснулся) поезд отправляется в тупик. Проехав хвостом стрелку, он останавливается. Стрелка переводится и второй маневровый машинист, ехавший до этого в хвосте, принимает управление на себя и становится во главе состава.
Далее уже дело техники - подкатить поезд к платформе и впустить пассажиров. За то время, пока состав оборачивается, линейный машинист успевает пройти всю платформу и подойти к головному вагону, чтобы продолжить движение по линии в сторону второй конечной станции.
Машинисты в составе на петербургской станции "Спасская".
В отличие от железной дороги, где стрелку условно можно бросить прямо в чистом поле, при строительстве метро такой фокус не пройдет. В обычный перегонный тоннель метро стрелочные переводы не влезают, поэтому по классике приходится строить специальные камеры.
Камерой у тоннельщиков и метрошников называют выработку относительно небольшой длины, где остальные геометрические размеры (высота и пролет/ширина) либо превышают её либо сопоставимы. Проще говоря, там где вы сходите с эскалатора внизу на платформу - это камера - небольшое пространство, где сидит бравый сотрудник метрополитена в будке кабине.
Это вид камеры съезда в Петербургском метро.
На боевой треножник не обращайте внимание - это признак проведения работ в ночное окно.
Автор фото, графики и текста: Дмитрий Графов