Алексей Николаевич Душкин. Его справедливо называют создателем нового направления архитектуры — подземной урбанистики. Именно он разработал концепцию безоконного подземного пространства и изложил его основные постулаты. Лауреат трех Сталинских премий — редко кто в Советском Союзе удостаивался такой чести. Но ошибочно думать, что жизнь Алексея Николаевича была безоблачной. Начнем с того, что он был весьма сомнительного происхождения. И ВСЕ-ТАКИ АРХИТЕКТУРА Родился будущий архитектор в рождественский сочельник 24 декабря 1903 года (или 6 января 1904 года по новому стилю) в селе Александровка Харьковской губернии. Мать его, Надежда Владимировна Фихтер, была по материнской линии донская казачка, а по отцу — наполовину немка, наполовину француженка. Отец же, Николай Алексеевич, был ученым-почвоведом. Он был управляющим в имениях, принадлежащих семьям Харитоненко и Кениг (весьма крупные промышленники и меценаты в Курской и Харьковской губерниях). По всей видимости, отец обладал очень властным характером. Во всяком случае, после получения домашнего образования наш герой отправился в реальное училище, а затем именно по настоянию отца поступил в Харьковский мелиоративный институт. Но будущая профессия была Алексею Душкину неинтересна. Отец дал согласие на перевод в Харьковский технологический институт, но только на химический факультет. Там наш герой проучился два года — с 1923- го по 1925-й. А потом отец умер, и юноша практически сразу перевелся на инженерно-строительный факультет того же института. Причем его не испугала даже потеря года — очевидно, это была давняя мечта. Примечательно, что Душкин добился зачисления в класс академика архитектуры Алексея Николаевича Бекетова — одного из крупнейших архитекторов юга России и Украины. Алексей Душкин окончил институт в 1930 году. Интересная деталь: диплом он не получил, поскольку имел задолженность по украинскому языку. После института молодой специалист был направлен в харьковский Гипрогор. Так началась его карьера архитектора. МЕТРО И НЕ ТОЛЬКО Конечно, метрополитеном творческий путь Алексея Николаевича не ограничивается. В молодости он отдал дань конструктивизму и ар-деко и, помимо станций, создал еще целый ряд выдающихся архитектурных объектов. Достаточно назвать «Детский мир» на Лубянской площади. Кроме того, Алексей Николаевич был автором проектов высотного здания у Красных Ворот, железнодорожных вокзалов в Днепропетровске, Симферополе, Сочи, Евпатории, Брянске. Созданные в начале 1950-х годов, эти творения до сих пор во многом определяют архитектурный облик городов. И все-таки для всех нас, особенно для москвичей, Алексей Николаевич Душкин прежде всего останется одним из создателей Московского метрополитена. Вопервых, он создал саму концепцию подземных станций, изложил ее основные принципы. В этой области он работал более 30 лет (с 1934- го по 1967 год), в том числе находясь на должности главного архитектора института Метрогипротранс. Он воспитал несколько поколений последователей. Среди важнейших принципов, разработанных Душкиным при проектировании станций метро, надо назвать следующие: 1) четкое выявление конструктивной основы, отсутствие балластных масс и объемов; 2) свет как главное средство создания архитектурного образа; 3) единство конструкции и декора; 4) единство тематических изобразительных средств и архитектуры; 5) прочные полы. Во-вторых (и для простого пассажира метро это важнее), Душкин создал проекты, пожалуй, лучших станций московского метро. Первой из них стала станция «Дворец Советов» («Кропоткинская») — совместно с Я. Г. Лихтенбергом. Станция была открыта 15 мая 1935 года в составе первой очереди. Душкин писал: «Преодоление подземности увенчалось успехом, и на станции ощущается свобода и простор, свойственные эллинским сооружениям». И действительно, кажется, что колонны, как стебли растений, прорастают сквозь поверхность земли и тянутся к свету, который заливает потолок — «небо». В 1937 году за проект станции авторы были награждены почетными дипломами (Diplome d’Honneur) на Международной выставке в Париже. В 1941 году им была присуждена Сталинская премия, а в 1958 году станцию «Кропоткинская» отметили золотой медалью на Международной выставке в Брюсселе. Но самое интересное — эта станция, возможно, помогла Алексею Николаевичу выжить. В начале марта 1935 года А. Н. Душкин был арестован, отправлен на Лубянку, затем переведен в Бутырскую тюрьму. А в апреле недавно открытое метро посетила правительственная делегация, в которую входил нарком иностранных дел М. М. Литвинов и министр иностранных дел Англии лорд Антони Иден. Последний был в восторге. А станция «Дворец Советов» понравилась ему настолько, что он захотел познакомиться с авторами. В общем, через три дня Душкина освободили. А вот проект станции «Маяковская» получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке еще в 1939 году. Здесь впервые в мире в качестве декоративного материала была использована нержавеющая сталь. Как утверждал сам Душкин, «стальной» образ станции возник у него под впечатлением от стихов Маяковского и музыки Баха и Прокофьева. В 2009 году среди москвичей проводили опрос, какую станцию метро они считают самой красивой. С большим отрывом (25%) победила «Маяковская». Интересно, однако, что второе место с 10% заняла «Новослободская», а третье (8%) — «Площадь Революции». Все это станции, созданные по проектам А. Н. Душкина. ОПАЛА Как известно, в 1955 году с подачи Н. С. Хрущева вышло знаменитое постановление ЦК КПСС и СНК СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». На некоторое время архитектура как искусство в нашей стране почти перестала существовать. В постановлении, в частности, была фраза: «Обязать Министерство транспортного строительства освободить от должности главного архитектора Мосгипротранса т. Душкина». Поводом был железнодорожный вокзал в Сочи, построенный в духе палаццо раннего Ренессанса. Можно сказать, что Алексей Николаевич пострадал больше всех. Да, он участвовал в создании нескольких памятников в Саранске и преподавал в архитектурном институте, но творить как раньше уже не мог. А ведь ему было всего 52 года. Добавим, Душкина обвинили еще и в космополитизме — тогда это было модно. Якобы он слишком часто употреблял иностранные слова типа «капители» или «барокко». Низкопоклонство, одним словом. Правда, архитектору удалось все-таки достроить «Детский мир», но больше ничего ему сделать не дали, и до конца жизни он вынужден был заниматься только преподаванием. Кстати говоря, потом — благодаря масштабным аркам, фасадам из стекла, алюминиевым конструкциям и большим площадям — «Детский мир» признали первым отечественным универмагом европейского уровня. Умер Алексей Николаевич Душкин 1 октября 1977 года. А все же было бы неплохо, если бы, путешествуя по московскому метро, мы помнили, кому обязаны этой красотой. Александр СПАРБЕР, ведущий инженер отдела НТР Службы профориентации, обучения и развития персонала
https://dialogmm.ru/wp-content/uploads/2022/07/moemetro84.pdf